Заречный в сетях

«Зареченская Ярмарка» №39 от 26 сентября 2024 г.
Заречный в сетях

Заречный в сетях  

Почему в нашем городе огромное количество сетевых продуктовых магазинов и с каждым днём их становится ещё больше? И надо ли с этим что-то делать?..

Юлия ВИШНЯКОВА

В последнее время на территории Заречного открывается всё больше торговых сетей. Ради них сдают свои позиции многие социальные объекты. Так, торговые сети были открыты на месте автовокзала, почты, а вскоре такой магазин появится и на первом этаже рыночного комплекса «Апельсин», где мелкие фермеры могли удобно продавать свою продукцию.

Обилие сетевых магазинов вызывает у жителей Заречного непонимание: «Куда смотрят местные власти, почему они не контролируют сетевиков и не защищают социальные объекты?», «Зачем на каждом шагу сетевые магазины, в них продают одно и тоже, а местным производителям в них не пробиться?»…

Начало экспансии

Наполнятся товарами зареченские магазины начали в лихие 90-е. Буквально в каждом подвале жилого дома открывался продуктовый магазинчик, на улицах появлялись киоски с решетками.

Сейчас проблем с покупками нет. Полуподвальные и маленькие магазинчики заменили супермаркеты. Полки в них ломятся от товаров. Возможность совершать покупки легко и непринужденно, прогуливаясь среди многочисленных магазинов, нам подарило именно разнообразие торговых сетей, пришедших в Заречный.

Первыми были “Кировские”, с 2009 года в муниципалитет постепенно стали заходить и другие сети. Сейчас уже сложно вспомнить, но когда-то на месте магазина «Монетка» в конце бульвара Алещенкова находился продуктовый магазин «Уралочка», на месте «Магнита» на площади - магазин «Лукошко», на месте «Магнита» на Курчатова-Ленинградской - кафе «Флагман». Количество сетей росло.

В 2014 году Заречный даже попал в рейтинг городов, где крупные торговые сети наиболее агрессивно захватывают рынок, вытесняя малые магазины, составленный ФАС.

8 июня 2018 года на Круглом столе предпринимателей и главы города в рамках Дня российского предпринимательства местный предприниматель Дмитрий Костерин констатировал: «Розничный бизнес в нашем городе умер». А Александр Чермаков добавил тогда, что в сегодняшних условиях бороться с торговыми сетями и строить железный занавес бессмысленно, а сети задают стандарты качества.

Местные предприниматели и не боролись особо с нашествием сетей. Именно они сдавали свои площади крупным игрокам, и без особого риска получали хороший и лёгкий доход. А сети активно шли в наш город, так как видели высокий спрос и обеспеченность зареченцев. Ведь если проехаться по городам области, то легко заметить, что такое количество сетевиков есть далеко не в каждом муниципальном образовании. В результате, мы пришли к тому, к чему пришли: сетевые магазины находятся в Заречном на каждом углу.

Между тем, в отчёте главы за 2023 года говорится, что на территории города расположен 251 объект торговли, в том числе 195 стационарных магазинов, 6 торговых центров и 50 нестационарных торговых объектов. Показатель обеспеченности площадями стационарных торговых объектов в 2023 году превысил норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2,76 раза и составил 1 326 кв. метров на 1 тысячу жителей.

- Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит крупным и средним предприятиям торговли (федерального и регионального уровней), таким как «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Красное и белое», «Монетка» «DNS», «ГалаМарт», «Fix Price» и другие, реализующие продовольственные и непродовольственные товары. Сетевые магазины имеют высокую пропускную способность, широкий ассортимент, конкурентные цены и различные программы лояльности. Высокий уровень обслуживания, широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, выгодные условия покупок в рамках различных акций стали факторами популярности данных предприятий розничной торговли для жителей города. На долю современных форматов торговых объектов площадью более 400 кв.м. приходится 45% торговой площади, - подчеркивается в отчете.

Куда смотрит город?

В том смысле, почему муниципальные власти никак не контролируют распространение сетей и допускают их размещение вместо важных социальных объектов?

Тут всё просто. Муниципалитет не сдает сетям площади, поэтому и повлиять на их количество не может. Как уже говорилось выше, помещения сдают в аренду или продают сами местные предприниматели или неместные организации, которым нет дела до наших социальных объектов. Например, наша автостанция находилась в ведении ГУП «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта». В прошлом году её закрыли из-за «недостаточного» пассажиропотока, а в начале этого года продали предпринимателю за 5 млн рублей. Он и принял решение о получении лёгких денег, то есть открытии здесь торговой сети. Как говорится: «Ничего личного - просто бизнес».

По данным Торгово-промышленной палаты, в среднем по размеру российском городе с приходом только одной крупной коммерческий сети закрывается до трех десятков магазинов и местных компаний. Так, в течение 2021-2024 годов на территории городского округа Заречный прекратили деятельность два магазина местного предпринимателя - «Провиант». Ещё один «Провиант» пока держится. И, наверное, это последний относительно крупный несетевой продуктовый магазин в Заречном.

- Однако органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию деятельности торговых сетей, отслеживанию объемов их продаж, влиянию на их количество, - считают в администрации Заречного.

На данный момент Закон о торговле ничем не ограничивает общий объем присутствия торговых сетей в регионе. Единственное ограничение: если объем всех реализованных сетью товаров за год превышает 25 процентов, то она не имеет права открывать дополнительные торговые точки. Следит за этим ФАС. В конце августа этого года стало известно, что Федеральная антимонопольная служба выявила в Свердловской области факты открытия новых или расширения имеющихся площадей торговыми сетями, доля которых еще в 2022 году составляла более 25 процентов. Какие это сети и какие меры реагирования были предприняты, не сообщается.

Однако нельзя говорить, что торговые сети совсем не идут на контакт с местной властью. Некоторые вопросы всё-таки решаются. В 2017-2020-х года неоднократно поднимался вопрос о том, то фуры, привозящие товар в торговые сети, разрушают дорожное покрытие, а брошенные на дорогах и во дворах прицепы мешают нормальному проезду остального транспорта. Муниципалитет долго расписывался в беспомощности по этому вопросу, однако в ГИБДД подсказали, что для решения проблемы достаточно «распоряжения Главы, которое запретит проезд фур, тогда они не смогут заезжать в город до десяти вечера. Также можно выпустить постановление о запрете движения грузового транспорта до 3,5 тонн. Это в полномочиях муниципалитета». Как результат, брошенных во дворах прицепов в Заречном не видно уже давно.

Что дальше?

Потребитель, как известно, голосует рублем. Это закон рынка. Именно покупательская способность и довольно высокая обеспеченность зареченцев привела к такому бурному распространению торговых сетей в нашем городе. Наш город в этом отношении не что-то удивительное, по этим самым законам развивается вся мировая торговля.

Сейчас мелких магазинчиков местных предпринимателей практически не осталось, лишь пара-тройка павильонов. Они ещё держатся. Но и их судьба предопределена рынком. Им на смену уже идут новые торговые сети - более мелкого формата типа «магазин у дома» или «минимаркет за углом»: это совсем небольшие магазинчики, где есть все товары ежедневной необходимости.

Что же останется за своими, местными? Как и во всём мире, местные торговцы, в конце концов, вынуждены будут продавать товары местных производителей: вкусные печенюшки из соседнего села, квашеную капусту от ближайшего колхоза - всё то, что невозможно встретить на прилавках торговых сетей. Кроме этого хорошее будущее ждёт мелкие булочные, собственные пекарни, ремесленные мастерские, ателье, шоколадные фабрики, предлагающие изделия ручной работы. Так что Заречному есть куда стремиться.

Фото автора: Новый сетевой магазин на месте автостанции