Удачу снова требуют снести

«Зареченская Ярмарка» №38 от 19 сентября 2024 г.
Удачу снова требуют снести

Удачу снова требуют снести  

Областная прокуратура требует ликвидировать практически всё, что построено на территории лодочного кооператива «Удача»: это и двухэтажные эллинги, и обычные железные гаражи, и деревянные постройки 70-х годов…

Юлия ВИШНЯКОВА

Стоит зайти за шлагбаум лодочного кооператива «Удача» как глазам предстаёт какая-то другая жизнь. Даже в выходной день она идёт размеренно и неспешно. Кто-то освежает краску на стене своего старенького железного гаража, кто-то, сидя на пирсе, рыбачит и созерцает простор водохранилища, кто-то готовит лодку к отплытию. Чистые дорожки. Аккуратная контейнерная площадка. И самые разномастные постройки: от простых стареньких гаражей, до современных двухэтажных эллингов. И всё это на фоне прекрасного водохранилища. Однако за видимым спокойствием членов кооператива скрываются вполне серьёзные проблемы, с которыми они столкнулись вновь…

28 августа в Белоярском районном суде был зарегистрирован иск от прокуратуры Свердловской области, которая засомневалась в законности действующего здесь договора аренды и возведённых построек. Прокуратура требует снести практически всё, что построено на территории кооператива: это и двухэтажные эллинги, и обычные железные гаражи, и деревянные постройки 70-х годов. Ответчиками по иску выступают больше 40 физических лиц, в основном это члены кооператива. Но также ответчиком стало и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. А среди третьих лиц уже значатся областное министерство природных ресурсов, Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства, Управление Росреестра по Свердловской области. Первое судебное заседание состоится 24 октября. И пока всё свидетельствует о том, что процесс будет сложным.

Тем временем, резко выросло число объявлений о продаже участков и на лодочной станции «Удача». Люди пытаются избавиться от этой недвижимости хоть за какие-то средства…

Лодочные причалы в этих местах существуют давно. Но первые официальные документы появились лишь в 80-е годы. 5 мая 1983 года поселковый совет народных депутатов принял решение о регистрации устава кооператива лодочной станции «Удача». А 26 августа 1986 года исполнительный комитет Белоярского районного совета народных депутатов вынес решение «Об отводе земельного участка кооперативной лодочной станции «Удача». Там же прописана и его площадь, которая не изменилась и по сей день: 3,6 га «под строительство и эксплуатацию коллективных стоянок для лодок индивидуальных владельцев, постоянно проживающих в посёлке Заречный».

- Изначально с просьбой выделить место под лодочную станцию к Белоярской атомной станции обратились ее работники. Это были 70-е годы - время строительства третьего блока. БАЭС согласовала с исполкомом выделение земли. Решено было не использовать природную береговую линию, а сделать три искусственные косы. В результате, в 1976 году станцией были сделаны две косы, шириной 15 метров. Действующий договор аренды на землю с МУГИСО был подписан в 2003 году сроком на 49 лет. Каждый месяц мы добросовестно свою аренду оплачиваем. У членов кооператива есть плавательные средства, все они зарегистрированы, - рассказывает председатель «Удачи» Игорь Козырев.

Между тем, в 21 веке вопросы к «Удаче» стали возникать регулярно. За прошедшее время изменилось много законов, однако до суда дело дошло только в 2017 году. Тогда иск о нарушении природоохранного законодательства также подавала прокуратура. Один из основных вопросов касался законности перекрытия доступа к берегу водоёма. Но Заречный районный суд 22 мая 2017 года иск отклонил. Основных причин отклонения три: не установлены даты постройки объектов, нет точных сведений о границе береговой линии, кроме того, в законе имеются оговорки, которые допускают определённые случаи перекрытия доступа к воде (например, размещение причалов маломерных судов).

- В 2017, когда суд прокуратура проиграла, чтобы не получить прецедент, до вступления решения суда в силу, прокуратура подала апелляционную жалобу. Но уже в суде апелляционной инстанции они от иска отказались. То есть, решение было, но формально его нет. С точки зрения процессуального закона, прокуратура больше не может обращаться с такими же требованиями, раз сама отказалась от иска, - поясняет юрист, представляющий интересы кооператива, Андрей Новицкий.

Однако этим летом Белоярский межрайонный прокурор совместно с представителями полиции, Росприроднадзора, начальником отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам приехал на территорию кооператива.

- Осмотрели территорию, что-то лопатами покапали. А потом от лица областной прокуратуры направили иск в суд. Так уж видимо повелось, что каждый новый прокурор считает своим долгом заняться «Удачей». Семь лет назад суд они проиграли, теперь империя наносит ответный удар, - разводит руками председатель кооператива Игорь Козырев.

«Признаки капитальности»

и ничтожный договор аренды

- Жизнь лодочной попадает под три водных кодекса: Водный кодекс РФССР от 1972 года, Водный кодекс РФ от 1995 года и Водный кодекс от 2006 года. Требования к объектам, имуществу, его размещению были различными в разные годы. Нынешний иск прокуратуры по некоторым основаниям отличается от иска, поданного в 2017 году. Но основные претензии, как и тогда, касаются наличия «капитальных» по мнению прокурора объектов недвижимости на берегу. И нарушения права граждан на 20 метровую береговую линию общего пользования, - поясняет Андрей Новицкий.

Вывод о наличии объектов недвижимости на берегу прокуратура делает из заключения специалиста. Смотрим его. “Строение №10: строение предположительно двухэтажное, стены обшиты профлистом, фундамент не определен”. И две «звёздочки». Это означает - «предположительно обладает признаками капитальности». В кооперативе планируют также обратиться в специализированную организацию и провести свою экспертизу.

Отдельно юрист обращает внимание на понятие «береговой линии».

- Когда шло рассмотрение дела в 2017 году такая линия не была внесена в реестр сведений о границах водных объектов. И суд первой инстанции спросил прокурора: «Если вынесу решение снести всё в пределах 20 метров, как мы эти 20 метров определим, если сегодня вода доходит до одного места, завтра водоем обмелел, и вода отошла, а послезавтра слив на плотине открыли?» Сейчас же береговая линия в реестр внесена. Но каким образом об этом мы могли знать тогда, когда лодочная строилась? И это право на 20-метровую зону оно не является абсолютным, что было подтверждено тогда судом. Здесь в министерстве по ЧС зарегистрирована база-стоянка. В соответствии с приказом от 2020 года такая территория должна быть огорожена. Эта база стоянка существует в специальном реестре. Любая лодка, выходящая на воду, должна проинформировать сотрудников об этом, в том числе, путем направления смс. Здесь место спуска судов. Сюда приезжает инспектор, проводит осмотр судов. Поэтому говорить о свободном проходе, как-то неуместно, - добавляет Новицкий.

Что касается двухэтажности строений, то, по мнению членов кооператива и здесь всё не так однозначно.

- Прокурора возмутило, что некоторые гаражи двухэтажные. Мы ради интереса заехали в гаражный кооператив «Центральный». Вот, пожалуйста, фотография: первый же гараж - два этажа. Нет нигде нормативного обоснования, что гараж должен быть одноэтажным, квадратным, плоским или каким-то еще. Более того, в юридическом праве в России нет такого понятия как «эллинг». И это, конечно, упущение. Однако в словарях прописано, что эллинг - это помещение для хранений лодок, где, в том числе, могут располагаться помещения для отдыха, - говорит Новицкий.

И в качестве подтверждения демонстрирует двухэтажный эллинг своей семьи, первый этаж которого занимает большой катер, а на втором этаже есть помещение для отдыха и перекуса.

Не согласна прокуратура и с договором аренды от 2003 года, который был заключен с МУГИСО.

- Они говорят, что договор аренды ничтожен. Договор был заключен в лице тогда мэра Юрия Олексина, но от имени МУГИСО. В прокуратуре полагают, что министерство не могло распоряжаться этой федеральной собственностью, - добавляет юрист.

В последнее время в сети можно найти всё больше объявлений о продаже гаража или места под него на лодочной станции. Председатель кооператива говорит, что основная причина - это ситуация с иском прокуратуры, а подобный рост продаж наблюдался и в 2017 году.

- У нас оборудована детская площадка, которая для всех открыта. Доступ к воде на лодках тоже есть для всех, никогда никому не отказывали. Хорошо, гаражи снесут. А куда лодки девать, которые здесь стоят? Что с ними делать? Как выходить на воду? Кто будет охранять катера, которые зарегистрированы по всем правилам и за которые платятся налоги? Здесь 3,6 га земли. Вакуум не может существовать долго, и на освободившееся место придут другие. Мы планируем собрать 5 тысяч подписей и направить письма во все инстанции, в том числе, Президенту. В кооперативе есть и ветераны различных воин, и родители тех, кто сейчас находится на СВО. А участок №1 был выделен Герою Советского Союза Николаю Григорьеву по личной просьбе тогда еще представителя президента Петра Латышева.

В Заречном есть столько нерешённых проблем, а бороться почему-то решили с нами, - вздыхает Игорь Козырев.

Проводят люди и параллель с Шеелитом, который в своё время расселили, а территория пришла в уныние и полнейшее запустение. Да, там тоже было множество судебных процессов, кто-то даже их выигрывал, но в итоге ни к чему хорошему это не привело. Прекрасное место забросили, всё заросло буреломом, а остатки снесённых строений даже не вывезли. Поэтому хотелось бы, чтобы судьба лодочной станции оправдала своё красивое название.

Фото автора