Дроны в городе

«Зареченская Ярмарка» №34 от 22 августа 2024 г.
Дроны в городе

Дроны в городе  

Беспилотникам над Заречным летать можно, но не всем, не везде и не всегда.

Алёна АРХИПОВА

- Я живу у площади. Вышел поздним вечером на балкон. Гляжу, в небе над домами что-то движется хаотично: то вверх, то вниз, то в сторону. Огонёк красный горит. Потом летательный аппарат к площади полетел, чуть ниже спустился и завис, потом улетел. Как он выглядел, в темноте я не разглядел, но на дрон очень похож. Стало интересно и даже тревожно. То ли это частный квадрокоптер был, то ли для других целей беспилотник летал, возможно, засланный. Между тем у нас ведь атомный объект под боком! Контролирует кто-нибудь полёты БПЛА над Заречным и станцией? Можно им вообще сейчас летать, когда в таких тревожных условиях страна живёт? - поднял проблему наш читатель Дмитрий Леонидович.

БПЛА в моде

Дроны и квадрокоптеры стали популярны в Заречном в конце 2010-х годов. Частные лица снимали со своих «коптеров» город с высоты птичьего полёта и днём, и ночью. Потом монтировали классные ролики и выкладывали их в соцсетях. Маленький дрон был у сотрудников ДК, они делали видео городских праздников, соревнований, флешмобов и до сих пор используют в работе эти архивы. В Заречном есть сильный клуб по дронрейсингу. Ребята проводили турниры, где пилоты квадрокоптеров устраивали гонки дронов на скорость и исполнение аэро-трюков.

А потом случилась пандемия, началась СВО, и любители коптеров притихли. Однако над Заречным нет-нет, да и летит что-то, особенно под покровом ночи - очевидцев тому немало. А можно ли?..

Полёты должны

разрешить или не разрешить

- Выдача разрешений на использование воздушного пространства над территорией городского округа Заречный осуществляется на основании административного регламента, утверждённого постановлением администрации №851-П от 14 июня 2024 года, - сообщили нам в информационно-аналитическом отделе. - Он размещён в открытом доступе на официальном сайте. Ознакомиться с ним и скачать можно по ссылке: https://gorod-zarechny.ru/inova_block_documentset/document/438078/. Остальные вопросы использования БПЛА регулируются федеральным законодательством.

Регламент мы изучили. В нём действительно прописано, кто может получить разрешение, какие для этого требуются документы, как их подавать, в какие правоохранительные структуры при этом о вас сообщат, на каких основаниях могут отказать. Есть там и форма заявления о выдаче разрешения. Услуга бесплатная.

На БАЭС всё

гораздо строже

- Использование воздушного пространства над БАЭС для полётов беспилотных воздушных судов и аппаратов запрещено в соответствии с приказом Минтранса России от 11.05.2022 г. «Об установлении запретных зон», - сообщил редакции директор атомной станции Иван Сидоров. - Кроме того в целях повышения уровня антитрерористической защищённости по законодательству РФ вокруг БАЭС установлена зона безопасности с особым правовым режимом. Она ограничивает полёты летательных аппаратов, включая воздушные суда и БПЛА. Ограничение не распространяется на летательные аппараты, используемые в целях физической защиты и антитеррористической защищённости объектов БАЭС.

Любое несанкционированное использование воздушного пространства над станцией, в том числе полёты БВС, отслеживаются службой безопасности и силами охраны объекта. Противодействие БВС, в том числе пресечение их функционирования, обеспечивается силами охраны в соответствии с задачами, возложенными законодательством РФ и ведомственными нормативными актами. За нарушение правил использование воздушного пространства предусмотрена административная и уголовная ответственность, нарушители подлежат задержанию.

Если очень хочется летать

- Раньше БПЛА в России не были легализованы, не были прописаны правила их полётов, поэтому не за что было наказывать, - поясняет руководитель клуба по дронрейсингу Егор Басарин. - Просто любители авиамоделирования знали о существовании двух запретных зон, где летать нельзя, и только. Это зоны над режимными, в том числе атомными объектами и диспетчерские зоны вблизи аэропортов.

Однако с 2018 года ситуация стала меняться. Появился закон, регулирующий правила владения, регистрации и полётов беспилотников. Его появление инициировали фирмы, которые занимались производством и обслуживанием БПЛА для геологоразведки и сельхоздеятельности. Тогда же все начали понимать, что беспилотная авиация - это не игрушки, а мощное, удобное, экономичное, полезное во всех отношениях направление.

Специальная военная операция поставила всё на свои места и окончательно убедила, что за дронами будущее. Ведь они важнее, точнее и значительно дешевле, чем артиллерия.

Сегодня закон* разрешает запускать в России дроны, квадрокоптеры, но есть важные условия, изменённые с 1 марта 2024 года, которые необходимо соблюдать.

Опять же определены две зоны, в которых нужно получать разрешение на полёты, и в которых не нужно. Разрешение необходимо для полётов над городом, над запретными зонами (аэропортами), над диспетчерскими зонами, если они находятся вне населённого пункта и если там проводятся массовые действа, а также для воздушного пространства над местами проведения охранных мероприятий, публичных праздников и спортивных соревнований.

Разрешение не нужно для полёта беспилотников вне обозначенных выше зон. Главное, чтобы БПЛА были весом меньше 30 килограммов (в том числе и модели для фото- и видеосъёмки - Прим. авт.), летали в радиусе до 150 метров и находились в прямой видимости пилота.

Разрешение получить непросто, но можно. В первую очередь, по закону, свой БПЛА нужно зарегистрировать в течение 10 дней после покупки, независимо от того, потребуется ли разрешение для его использования, или нет. Это можно сделать через портал учёта беспилотных воздушных судов или через портал госуслуг. Беспилотнику присвоят номер, который распечатывается и наклеиватся на корпус в нескольких местах. Кстати, полёты на незарегистрированном дроне караются штрафом до 2 500 рублей.

А ещё любителям нигде нельзя летать без специального разрешения ночью, так как существует большой риск столкновения с другими воздушными судами.

Разрешение обычно получают в организациях, ответственных за те или иные зоны, где планируется запустить квадрокоптер и где проводится мероприятие. Например, в службе безопасности БАЭС или в администрации города. В администрацию я обращался не раз. Разрешение там выдают в соответствии с регламентом в течение 10 рабочих дней. В нём мы обязательно оговариваем временной отрезок, сроки и время полётов, тип беспилотников.

Далее необходимо составить план полёта. Информация о том, как это сделать, есть в интернете, на специальном сайте. Для нашего клуба, если мы устраиваем мероприятие, главное, указать в нём радиус и время полётов. Потом план и разрешение подаётся в диспетчерскую службу при аэропорте Кольцово. Ждать от них разрешения нужно в течение нескольких дней. Обычно добро дают быстро. Отказывают в редких случаях, когда например, на территорию прибывает важное лицо - помните, к нам Дмитрий Медведев приезжал?

После согласовываем с ними время полёта. За 1-2 часа до начала полётов обязательно созваниваемся с диспетчером, сверяем номера коптеров, указанных в разрешительной заявке. Отзваниваемся и в начале, и в конце мероприятия.

Обычно, если планируем с участниками клуба полёты на дронах, используем для тренировок трассу на горе Шеелит. Также участвуем в областных мероприятиях. Так 14 и 15 августа в аэропорте Логиново прошла гонка на дронах «24 часа» - соревновались в режиме «нонстоп» в течение суток. Впрочем, сейчас гонки отошли для нас на второй план, занимаемся более серьёзными вещами. Конструируем.

Итак, воздушное пространство над городом и БАЭС находится под контролем. Вероятнее всего, когда наш читатель увидел дрон в небе - он выполнял задачи службы безопасности. А если и нет, то беспилотник в любом случае кто-то контролирует. Однако, если всё-таки вы переживаете, звоните: 8(34377)3-60-00, 3-61-99 (СБ БАЭС) или в 112 (ЕДДС). Там разберутся.

*Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, Постановление Правительства РФ от 21.06.2023 г.

Фото автора: беспилотники клуба по дронрейсингу