Мальчики на тырчиках

«Зареченская Ярмарка» №32 от 08 августа 2024 г.
Мальчики на тырчиках

Мальчики на тырчиках  

Этим летом вечерами на улицах Заречного регулярно раздаётся громкий рык двигателей

небольших спортивных мотоциклов - минибайков. И всё бы ничего, да только за рулём - несовершеннолетние мальчишки.

Алёна АРХИПОВА

Тёплым вечером при открытых окнах под песни птиц ты дремлешь на диване перед телевизором, и вдруг тишину разрывает неожиданный резкий звук двигателя. Следом добавляется другой, потом третий, гул нарастает. Кошка, вздыбив шерсть, прячется в туалете, собака начинает громко лаять. А у тебя ощущение, что мотопробег идёт прямо в твоей квартире. Но это всего лишь мимо проехали четыре-пять пацанов 14-16 лет на «тырчиках». Так, от специфического звука «тыр-тыр» в народе называют питбайки.

Форсят, газуют, подрезают

Возмущений в местных пабликах по поводу несовершеннолетних, которые ездят на мотоциклах по улицам города много:

- Встретил сегодня группу из четырёх юных мотоциклистов на Курчатова. Едут кучкой, форсят. Явно несовершеннолетние. Мини-мотоциклы не оборудованы ни фарами, ни указателем поворотов. Ладно шлемы на каждом были…

- Двое, на большой скорости по дворам! Носятся под окнами, нам себя не слышно - такой грохот от них!

- Почему люди каждый вечер должны вздрагивать, когда они с рёвом круги по городу наматывают? Недалёкие родственники им эти тарахтелки и покупают. Нет у нас условий для них, пусть выбирают другие развлечения.

- Они нарушают, да ещё как! Лично был свидетелем, как один такой на питбайке вылетел с дворов по Курчатова, пересёк улицу и в лес. Если бы я не успел затормозить, по капоту его бы размазал. Есть и такие, которые гоняют по тротуарам! Или сами разобьются, или покалечат кого. Ждём, когда беда случится?..

Печальная статистика

Аварии с мини-байками, по-другому питбайками, действительно, случаются. По данным ОГИБДД МО МВД России «Заречный», в 2024 году на территории обслуживания произошло 9 учётных ДТП с участием питбайков, в которых пострадало 8 человек, из них 3 несовершеннолетних, 4 человека погибло, 1 из них несовершеннолетний. В 5 случаях несовершеннолетние были за рулём.

Одна авария произошла в Заречном. Помните, как 24 июня на улице Ленина возле дома №10 водитель иномарки не уступил дорогу мотоциклу? В результате ДТП пострадал несовершеннолетний водитель питбайка. Из защитной экипировки на нём был только шлем. Также у школьника не было прав на управление мотоциклом. Байк ему подарила бабушка. В отношении законного представителя парнишки был составлен административный материал по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ - передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права им управлять.

Страшные последствия ДТП с участием питбайка были у наших соседей в посёлке Совхозном. 22 апреля 15-летний подросток, управляя минимотоциклом, при въезде на частную асфальтированную площадку не заметил натянутый между деревьями металлический трос и наехал на него. В результате молодой человек погиб, его пассажирка серьёзно пострадала. И в этом случае у парня не было прав на управление питбайком, который ему также подарила бабушка.

Не мотоцикл, а спортинвентарь

Многие родители, бабушки и дедушки идут на поводу у своих отпрысков, покупая им вот такие «игрушки». Считают, что «ничего страшного», «ведь ездить на таких мотиках можно по правилам велосипедов», «это тоже вид спорта», «хоть чем-то полезным заняты - не в компьютерах и телефонах сидят, не наркоманят», «пусть лучше по дорогам ездят, в лесах травму получить реальнее». А сами юные водители самонадеянно утверждают, что они «даже больше некоторых водителей знают» и «сами на себя ответственность берут».

Почему же все так самоуверенны и ничего не боятся? Всё просто.

Во-первых, питбайк даже не мотоцикл. Из-за небольшого объёма двигателя от 50 до 110 кубов (как раз на таких и ездят местные юные байкеры - Прим. авт.) он не подходит под определение «транспортное средство» и считается спортивным инвентарём, предназначенным для движения на специальных трассах и соревнованиях. Получается, и это во-вторых, что для его управления не требуется наличия водительских прав. То есть и привлечь водителя за отсутствие водительского удостоверения инспектор ДПС не сможет. Возрастных ограничений на управление питбайком тоже нет, можно даже пятилетнего за руль посадить, если удержит.

В-третьих, данный вид передвижения сравнительно недорогой. Стоимость минимотоцикла составляет от 30 до 120 тысяч рублей. Все зависит от комплектации, мощности двигателя и бренда производителя. Даже некоторые велосипеды стоят дороже.

В - четвёртых, и подростки, и взрослые, умеющие управлять питбайком, ценят его за лёгкость по весу и в управлении, манёвренность, компактность, быстроту разгона. Можно подобрать себе байк по своему росту и комплекции. Именно на таком лучше всего обучаться особенностям езды и маневрирования на разных дорожных покрытиях, для чего, собственно, многие его и покупают. При этом забывают главное: питбайк не предназначен для езды по дорогам общего пользования. Это запрещено.

В ОГИБДД МО МВД России «Заречный» напоминают: кроссовые мотоциклы не предназначены для движения по городу по ряду причин. Во-первых, нет омологации (не подобраны шины, которые бы соответствовали характеристикам питбайка). Проще говоря, у его шин слабые сцепные свойства, поэтому положение мотоцикла на асфальте нестабильно. Также отсутствует светотехника: повороты, стоп-сигналы, фары.

Так как на мини-байках по улицам ездить нельзя, то сотрудники ГИБДД имеют право привлечь нарушителя к административной ответственности аж по двадцати одной статье КоАП, начиная от управления мотоцикла без мотошлема, и заканчивая нарушением правил, установленных для движения транспортного средства в жилых зонах. За несовершеннолетних водителей-нарушителей ответственность будут нести родители или иные законные представители.

Так, только за два летних месяца из 1 442 нарушений, 17 были совершены лицами, управляющими мототранспортом. Всего же за 7 месяцев 2024 года ГАИ пресечено 32 нарушения, совершённых мотоциклистами. Из них больше всего, 12 человек, были привлечены по ч.1 ст. 12.7 КоАП - управление транспортным средством, лицом, не имеющим права управления. Пятерых привлекли по ст. 12.6 КоАП - управление мотоциклом водителем без мотошлема или в не застегнутом мотошлеме. Ещё 5 наказали по ч. 3 ст. 12.7 КоАП - передача управления мотосредстом лицу, заведомо не имеющему права им управлять.

Штрафы за эти нарушения внушительные, до 15 тысяч рублей.

Нужна пропаганда!

- Хотелось бы напомнить советские времена и 90-е годы. И тогда мальчишки 14-16 лет гоняли на мопедах «Верховина» и самодельных мотиках, переделанных из велосипедов, - говорит директор «Центра экстремальных видов спорта» Людмила Вахрушева. - У пацанов всегда было в крови гарцевать на мотоцикле перед девчонками. Просто раньше рядом с такими ребятами всегда были взрослые, кто предоставлял им гаражи, помогал перебирать технику, объяснял, показывал, рассказывал, в том числе и о правилах дорожного движения.

Сейчас, к сожалению, всё иначе. Мальчишки, которым купили питбайк, чаще всего предоставлены сами себе. Катаются по улицам те, кто никогда не придёт к нам заниматься. Для них важно получить адреналин, как раз испытывая себя, нарушая правила движения. Не хватает ребятам мотокультуры, не догадываются взрослые вместе с ними проехать маршруты, объяснить ПДД, разъяснить, что это машина, и при неправильном управлении, она может травмировать.

Здесь очень бы помогла пропагандистская работа ГИБДД. Почему бы не устроить для таких мальчишек мероприятие, небольшое показательное шоу, активности, пригласить для них легендарных ветеранов мотоспорта, лидеров уличного мотодвижения Заречного, тех же инспекторов ГАИ. Вообще сделать мероприятие периодическим. Польза обязательно будет!

Пожалуй, Людмила Владимировна права. Одними запретами, штрафами и наказаниями несовершеннолетних от любимого увлечения не отвратить. Взрослые должны объединиться и помочь.

Фото Юлии Вишняковой