Дай Господи чтобы картошка уродилась и чтобы не было войны

«Зареченская Ярмарка» №21 от 23 мая 2024 г.
Дай Господи чтобы картошка уродилась и чтобы не было войны

Дай Господи чтобы картошка уродилась и чтобы не было войны  

История СССР - из интервью с прабабушкой.

Подготовила Юлия Вишнякова*

Зареченская школьница Таисия Рослякова участвует в региональном конкурсе журналистов «Первая полоса» от фонда «Золотое сечения». Конкурс входит в Перечень областных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждается премия Губернатора Свердловской области для обучающихся. На отборочном муниципальном этапе Таисия взяла интервью у прабабуши и вышла в финал.

И интервью это достойно печатной полосы.

«В 20 веке Россия прошла большой исторический путь: революции, становление нового общественного строя, войны и распад Советской державы. Вместе со страной эти непростые испытания проходил народ. Есть в нашей семье замечательный человек, который объединяет в своём сознании опыт 4-х поколений. Это моя прабабушка Людмила Ивановна Бутакова, которая родилась в 1934 году и живет сейчас в Ревде. Она не изучала историю СССР по учебникам, как мы, а стала непосредственным участником этих событий.

Бабушка, ты родилась в период коллективизации и индустриализации. Скажи, пожалуйста, помнишь ли ты что-нибудь из рассказов твоих родителей?

- Дед мой был, как тогда говорили, «кулак» (зажиточный крестьянин). Работать любил и умел, посевные площади были большие, и он вместе с наёмным работником выращивал и продавал пшеницу. А как большевики пришли, он бросил хозяйство, дом на восемь окон в Красноуфимском районе и со всей семьей уехал в Ревду. Мама моя уже была замужем к тому времени, и они с мужем и детишками перебрались в строящийся посёлок Совхозный под Ревдой. Папа устроился работать в совхозе. Им дали «квартиру» в доме на сорок семей. Длинный коридор: направо двадцать комнат, налево двадцать комнат. У каждой семьи огородик под окном, хозяйственные постройки. Мы держали кур, корову, овец. Электричество было, но с частыми перебоями. В каждой комнате небольшая печка. Воду носили с колонки.

Семья у нас была большая: девять детей. Чтобы маме было полегче, меня отдали в детский сад. Я очень любила детсад, там были игрушки настоящие. Жили мы небогато, и дома были только куклы, которые мама шила ещё старшим сёстрам. А в саду были игрушки магазинные. И кормили вкусно.

В 1941 году началась Великая Отечественная Война. Что происходило в вашем посёлке?

- В школу я пошла как раз в тот год, когда началась война. Бумаги не хватало, писали на газетах, но класс у нас был дружный, ребята все знакомые, соседские. Насчет одежды и обуви было строго: пусть старенькая, заношенная, но всё должно быть чистое, зашитое. Перед тем, как к урокам приступать, мыли долго руки с мылом. Специальные дежурные проверяли, острижены ли ногти, нет ли грязи на руках.

Ещё тепло в школе было, топили печь. Некоторые ребята даже в каникулы приходили в школу, как будто помочь учебники подклеивать, на самом деле просто погреться, потому, что отцы на фронте были, а матери на работе в две смены.

Как вы, дети, понимали, что идёт война?

-Мне кажется, мы сначала не понимали толком весь ужас происходящего. Жили в тылу. У нас в семье первыми повестки получили папа и старший брат. Их определили не на фронт, а охранять заключенных, которые трудились для фронта на заводе под Свердловском. В военное время в месяц им с братом давали один выходной. Ехать до дома далеко. Вот они приедут вечером, почти ночью, отдадут нам часть своего рабочего пайка, поспят два-три часа и снова на работу.

А позже стали распределять к нам в совхоз эвакуированных и раненых, они нам рассказывали, как страшно всё то, что происходит на фронте.

Новости с передовой нам рассказывали учителя - по утрам собирались в учительской, там было радио. А мы уже дома передавали маме и младшим. Иногда удавалось газеты прочитать, но это были новости с большим опозданием: в основном папа привозил их из Свердловска.

Помню, что всегда хотелось кушать. В школе на обед давали 125 г хлеба с чаем. Дома же хлеба не было почти никогда. Нам как детям полагалась маленькая порция хлеба, которую надо было еще получить. Мама и мы с сёстрами много часов по очереди стояли за хлебом. Однажды я не выдержала и даже уснула, прислонившись к стене магазина. Сестра пришла меня сменить, а я сплю, и очередь наша потерялась. Мы как начали вместе реветь, нас соседки пожалели, пустили вперёд себя. Как-то все равно все были вместе, старались друг другу помогать.

В таких условиях голода как выжила ваша многодетная семья?

- Нас спасло тогда наше большое картофельное поле. Мама молилась каждое утро: «Господи, дай, чтоб картошка уродилась, чтобы не было войны». В один год мы выкопали 100 ведер, продали часть, купили одежду, обувь, продукты. А в другой год залило все дождём, сколько посадили - столько выкопали. Голодали. Мама брала у эвакуированных интеллигентов белье стирать за плату. Мы, дочки, дома все стираем: постельное, свою одежду, мамину, малышей, а мама для других людей. Как со школы приходили, начинали каждый свою работу выполнять: воды принести, дров, сварить ужин, за младшими присмотреть, подмести, за курами убрать. В комнате вместе с нами с осени до весны куры жили. Нас шестеро человек, куры, весной телята, а еще ночевать приходили бойцы из военной части, один-два солдата. А комната всего 15 квадратных метров. Уроки вечером делали, по очереди, около печки, где светло.

Что помогало вам не унывать?

- В новый год всегда ставили ёлку в школе, в клубе совхозном бывали концерты и показывали кино. Дружили крепко, были постоянно в коллективе. На сборе ромашки для фронта (для каждого школьника задание на лето было сдать 1 кг засушенной ромашки аптечной), на сельхозработах в совхозе: морковь рядить да полоть, картошку убирать. Зимой на санках и лыжах катались, летом за грибами ходили, купались.

После войны стало жить легче?

- Далеко не сразу. Но дышать стало свободнее. Мужчины с фронта вернулись. Правда, приходилось также много работать. Мой второй брат, которого призвали в 44-м, служил на Дальнем Востоке, вернулся домой, женился, устроился на завод в Свердловске. Одну смену (сутки) отстоял за станком, а сменщик его не вышел. Пришлось ему остаться еще и на следующую смену. Но усталость сказалась, он не отключил оборудование, и от удара током погиб. У него остался ребенок маленький, дочка. Жена брата увезла её к своим родителям, я и не видела больше свою племянницу никогда.

А как ты выбрала профессию?

- В стране строились новые школы, не хватало учителей. К тому же, я с детства была «учительницей»: у меня были младшие и подружки, и сестрички. Сразу после 7-го класса пошла в педучилище, а через 4 года уже преподавать. Мне было 19 лет. Можно сказать, что моя мечта сбылась.

Современная школа сильно отличается от твоей?

- Я работала до 52 лет, у меня 33 года трудового стажа. Не могу ничего сказать про нынешнюю школу. Но про наше поколение скажу, что мы работали на совесть. Уроки отвели, потом продленка. Обязательно оставляешь тех, кто не понял что-то, занимаешься с ними отдельно. Мы понимали, что государству нужны грамотные люди, не только инженеры, но и простые рабочие. Постоянно мероприятия какие-то были: то соревнования, то поход, то в театр идем, то в музей, то на каток всем классом. Ну, и родительские собрания, конечно. Иногда в десять вечера только домой приходила.

А распад СССР как вы восприняли?

- Всё к этому шло. Я больше переживала за внучек, за твою маму и тетю. Мой сын и невестка (твои бабушка и дедушка) после института уехали в Качканар поднимать горно-обогатительный комбинат. Всё было хорошо, им дали квартиру как молодым специалистам. А в перестройку зарплату им по полгода не платили. Чтобы детей накормить, они, как мы в войну, грибы в лесу собирали.

Бабушка, во все времена человек хочет жить счастливо. Что нужно делать нам, чтобы быть счастливыми?

- Во все времена каждому человеку самое главное трудиться. Счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать. Найди себе дело по душе, помогай семье и другим людям - и тогда жизнь твоя будет счастливой.

Таисия РОСЛЯКОВА

Фото из семейного архива