Обман по выгодной цене

«Зареченская Ярмарка» №20 от 16 мая 2024 г.
Обман по выгодной цене

Обман по выгодной цене  

Во времена постоянного повышения цен, будто в 90-е, стали процветать фирмы-посредники.

Алёна АРХИПОВА

Такие компании закупают оптом товары у производителей и перепродают их якобы «с большой скидкой» или «по цене производителя». К сожалению, покупатели частенько верят таким посылам. Однако риск купить у посредника вещь втридорога ещё не самое страшное, что может случиться с покупателем…

Ирина Коркина* считала себя человеком прагматичным и практичным: если она собиралась купить ту или иную вещь, сначала тщательно изучала все предложения и отзывы, мониторила цены, узнавала, где дешевле. И чутьё её не подводило - удавалось приобрести серьёзные качественные вещи - бытовую технику, электронику - порой, на 20-30 тысяч рублей дешевле.

Вот и в этот раз, задумав купить айфон последней модели, женщина неделю просматривала сайты, цены, отзывы. Так она вышла на индивидуальную предпринимательницу Елизавету Гусарову*. Выяснила, что та уже несколько лет предлагает услуги посредника в приобретении брендовых товаров у производителей по цене ниже рыночной. Она не скрывала, что набирала сразу большое количество заказов на внушительную сумму, а потом выкупала их оптом по низкой цене. Поэтому, согласно договору, который предлагала заключить Гусарова, она обязалась предать покупателю заранее оплаченный товар не сразу, а в течение полугода. Ирина пообщалась в интернете

с прежними клиентами Елизаветы. Вроде бы нареканий не было, товары приходили

качественные и в срок. И Коркина решилась.

В ноябре 2022 года она дистанционно заключила с Елизаветой Гусаровой договор купли-продажи устройства «Аппл Айфон 13ПРО». По данному договору Ирина Коркина должна была перечислить за товар полную стоимость в размере 72 тысячи рублей, что и сделала в течение нескольких дней после его заключения. Предпринимательница в свою очередь обязалась приобрести и передать покупку не позднее шести месяцев с даты оплаты заказа, то есть в мае 2023 года.

Все полгода Елизавета держала связь с клиенткой: обсуждала с ней детали договора, высылала фотографии товара, рассказывала о переписке с производителем, называла дату покупки, потом жаловалась о её переносе, раскрыла «по секрету» детали переговоров и новую дату покупки. Потом «обрадовала», что в стоимость в качестве компенсации за задержку включат аксессуары к устройству. Одним словом, ушлая бизнесменша «подогревала» надежду Ирины, попутно скидывая ей новые выгодные предложения на те или иные товары. И ведь уговорила!

В апреле 2023 года Ирина заключила с Елизаветой ещё один договор купли-продажи на электрическую сушильню стоимостью 22 тысячи 700 рублей. Женщина даже взяла для этого потребительский кредит в микрофинансовой организации. Сушильню Гусарова обязалась передать не позднее середины октября 2023 года. Однако ни айфона, ни приспособления для сушки фруктов Коркина не дождалась.

Сразу после заключения второго договора в апреле 2023 года Елизавета Гусарова стала скрываться от своей клиентки: не отвечала на электронные письма и звонки, то сообщала, что сильно занята и бросала трубку. Когда Ирина, наконец, вышла на предпринимательницу, та стала говорить о срыве поставок и плохой работе поставщиков, просила об отсрочке, обещала вернуть деньги, если доставка окончательно сорвётся. Но к концу сентября 2023 года, когда подошёл оговорённый срок второго договора, Гусарова ни айфон, ни сушильню так и не передала, деньги за них не вернула. Примерно тогда же покупательница выяснила, что горе-бизнесменша таким же образом обманула почти 400 человек… Кто-то направил ей досудебные претензии, кто-то уже судился.

Ирина Коркина также решила действовать в правовом поле. Сначала написала требование о возврате денежных средств, потом направила Гусаровой официальную претензию. На что Елизавета предоставила гарантийное письмо, в котором обязалась вернуть Ирине весь долг. Однако клиентка не стала больше ждать и отправилась в суд.

По первому договору Ирина Коркина требовала взыскать с Елизаветы Гусаровой 72 тысячи рублей, уплаченных за товар, 49 тысяч рублей неустойки за нарушение срока передачи товара по договору, с продолжением начисления неустойки до даты фактического исполнения обязательства. Также она просила взыскать убытки в виде разницы в цене товара, которая составила 38 тысяч рублей, и 35 тысяч неустойки за просрочку возврата денежных средств, с продолжением её начисления в размере 1% в день на сумму задолженности до момента фактического погашения.

По второму договору истица требовала взыскать с ответчицы 22 тысячи 700 рублей, заплаченных за товар, и 11 тысяч неустойки за просрочку возврата денежных средств с продолжением её начисления в размере 1% в день на сумму задолженности до момента фактического погашения. Также просила возместить ей штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, 15 тысяч рублей компенсации морального вреда и 22 тысячи 600 рублей, потраченные на судебные расходы.

Белоярский районный суд (судья Маргарита Акулова), изучив материалы дела, пришёл к следующему. Правоотношения между сторонами возникли по поводу заключения договоров купли-продажи с участием покупателя - на них распространяется действие закона «О защите прав потребителей». Данный закон, как и Гражданский Кодекс РФ, гласят: по договору купли-продажи одна сторона обязуется продать вещь, вторая обязуется её принять и оплатить. Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю, потребитель может потребовать передать ему товар в новый срок или вернуть оплаченные деньги.

Сторонами были заключены два договора купли-продажи, факт их заключения подтверждался перепиской в мессенджере «Ватсап».

Оплата товаров по договорам прошла в день их заключения. Позже истица направила претензию о возврате денег и неустойки. Ответчица в свою очередь прислала гарантийное письмо, в котором обязалась вернуть обе сумы до конца ноября 2023 года. Таким образом, она подтвердила наличие задолженности, которая до сих пор не возвращена.

На данных основаниях требования Коркиной взыскать уплаченные за товары 94 тысячи 700 рублей обоснованы и подлежат удовлетворению. Тот же закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца выплачивать потребителю неустойку за каждый день просрочки с момента, когда должен был быть передан товар, до дня фактической передачи товара или суммы за него. Сумма в 49 тысяч рублей за просрочку передачи айфона была рассчитана верно.

По Гражданскому Кодексу РФ, в случаях неправомерного удержания денег за товар, уклонения от их возврата, ответчик обязан заплатить истцу проценты за пользование чужими средствами. По первому договору данная сумма за полтора месяца просрочки составила 35 тысяч рублей, по второму договору за то же период - 11 тысяч рублей. Также закон обязывает ответчика вернуть и сумму реального ущерба. В данном случае она составила разницу между ценой айфона в договоре (72 тысячи рублей) и ценой на сопоставимый товар (110 тысяч рублей) - всего 38 тысяч.

По закону «О защите прав потребителей» продавец за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, если они удовлетворены судом, обязан уплатить штраф в 50% от общей суммы, присуждённой судом. В данном случае она составила 121 тысячу рублей.

Предпринимательницу обязали также возместить Ирине Коркиной компенсацию морального вреда в размере 15 тысяч рублей, средства на судебные расходы в размере 20 тысяч рублей и расходы по оплате нотариуса - 2 тысячи 700 рублей.

Таким образом, исковые требования Ирины Коркиной были полностью удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Елизаветы Гусаровой в её пользу были взысканы в общей сложности 385 тысяч 700 рублей.

Данное решение Белоярского районного суда пока не вступило в законную силу.

*Персональные данные изменены.

Фото с iphones.ru