Евгений Логунцев - Чтобы ругательств было меньше а понимания больше

«Зареченская Ярмарка» №16 от 18 апреля 2024 г.
Евгений Логунцев - Чтобы ругательств было меньше а понимания больше

Евгений Логунцев - Чтобы ругательств было меньше а понимания больше  

За 30 лет работы представительного органа Заречного менялись принципы, менялись депутаты и даже задачи. Но у каждого созыва были свои яркие моменты и сложные политические решения.

Сегодня наш собеседник - председатель Думы 3 созыва Евгений Логунцев. Третий созыв был избран 14 марта 2004 года. И этой Думе пришлось работать во времена «дворцовых войн».

Юлия ВИШНЯКОВА

…Начинался 2004 год, и вместе с ним Заречный погружался в политический кризис, который растянулся вплоть до конца 2007-го. Этот кризис, вызванный противостоянием между главой города Андреем Кислициным и городской Думой, был назван периодом «уставных войн»: летом 2003 года депутаты придумали, как ограничить власть неугодного мэра (на тот момент Юрия Олексина.) И внесли в Устав изменения, которые, по сути, меняли статус главы: он становился не руководителем администрации, а председателем Думы. Такой Глава уже не мог единолично принимать важные решения, связанные, в том числе, с распределением финансовых потоков и судьбой муниципальной собственности.

7 сентября 2003 года главой Заречного был избран Андрей Кислицын и поначалу он работал по - старому. Обстановка начала накаляться после 24 февраля 2004-го, когда суд Заречного вынес решение, подтверждающее законность нового Устава города. «Для меня такое решение суда оказалось неожиданным, - признавался Кислицын - И, на мой взгляд, ничего хорошего для города оно не принесет…» 27 февраля, созвав срочное заседание Думы, Кислицын внезапно заявил, что отказывается исполнять обязанности председательствующего на Думе. В ответ депутаты 2 марта принимают ещё более скандальное решение - досрочно прекращают полномочия Андрея Николаевича, как Главы города…

В такое вот непростое время начала работать новая Дума, в которую вошли депутаты: Евгений Добродей, Сергей Ким, Тамара Тихонова, Валерий Бубнов, Олег Арефьев. Впервые были выбраны Анатолий Быков, Константин Дубровский, Александр Ваганов, Артём Беулов, Андрей Кузнецов, Олег Фёдоров, Александр Шестаков, Елена Харкина, Валентин Шептяков, Сергей Гончаров, Елена Азаркина, Владимир Погорелов, Сергей Щербинин, Евгений Логунцев, Александр Мусихин. Председателем, точнее, и.о. был выбран Евгений Логунцев.

Евгений Нилович, те времена Вы как вспоминаете: с ностальгией или с содроганием?

- Без ностальгии и содрогания. Просто, как жизнь. Да, жизнь немного непривычная. Опыта депутатства у меня не было. Тем более, председательства, да еще с приставкой И.О. Но освоился, как и все другие перворазники. Все-таки, люди собрались нормальные, заинтересованные. Дело было общим. И мы уважали друг друга. И еще важно - аппарат Думы. Опытный и надежный.

Ваш первый созыв и сразу председатель, как так получилось?

- Политическая ситуация была непростая. Все эти истории с Главой, Уставом, …. А тут в Думу пришли новые, сильные и уважаемые личности со своим мнением, своими представлениями. Могу только предполагать, что и Глава, и директор БАЭС вынуждены были подобрать на эту роль кого-то понятного, предсказуемого и, по возможности, надежного. Поговорили со мной. Может быть еще с кем-то. Тональность разговора обычная и для нашего поколения привычная: «надо». Радости у меня, мягко говоря, не было, но …

Был я готов к этой роли? Нет, конечно. Хотя какой-то опыт подобного помогал. И здравый смысл, который подсказывал, что главное в этой ситуации - нормальные отношения среди участников. А все эти участники (сообщество, администрация с главой, градообразующее предприятие) задействованы в Думе. Поэтому здесь, как раз, можно и нужно строить отношения и договариваться. Из такой задачи видна роль председателя: организовать условия для таких договоренностей, т.е. четкий регламент и деловой подход при сохранении уважения друг к другу. И понятная линия председателя, в которой я придерживался середины. Ваша газета писала тогда, что я маневрирую, что позиция у меня и нашим, и вашим. Так не считаю. Это как раз и была середина, это и был баланс. И такова была моя позиция. Может быть, поэтому меня тогда и выбрали, чтобы ругательств было меньше, а понимания - больше.

То есть, председатель Думы той поры - это такой буфер между отдельными депутатами, и между Думой и Главой?

- Можно и так сказать, но этот образ не точен. Буфер спасает, когда столкнулись. Но задача любого управленца - рулить так, чтобы не допускать столкновений. Есть в теории управления такой режим, как управление в условиях дефицита управляющего ресурса. Например, управление автомобилем в гололед. Трудно? Да. Нужны специальные умения? Конечно. Но мы ездим и управляем.

И Дума, и депутаты, и ее председатель имеют вполне достаточно возможностей для управления городом. И для хорошего, и для того, чтобы испортить жизнь администрации, а заодно и всем жителям. Но если действовать во благо, когда ресурсов прямого управления (административного, например) мало или совсем нет, можно и нужно использовать инструменты мягкого управления. Например, «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Опытные думцы все эти несекретные секреты знают и используют.

Интересно, а решение об отмене всенародных выборов главы, которое Вы поддержали, спустя годы Вам видится правильным?

- Абсолютно. Мы знаем перестроечный опыт с выборами директоров предприятий. И знаем результат. Широкие народные массы выбирают сердцем и не выберут скучного, делового, строгого. А город, как и предприятие, требует профессионального обращения.

С другой стороны, необходимо сохранить зависимость главы от мнения городского сообщества. Действующая система это позволяет, хотя все знают, что идеального варианта не бывает.

Есть мнение, согласно которому роль Думы сейчас быстро ослабевает. И объясняется это и выстраиванием вертикали власти, и личностями, которые в эту Думу идут. В 90-е среди парламентариев были сильные личности, и была сильная Дума. Конечно, сейчас Дума продолжает работать в рамках своих полномочий, но силы в ней немного. По-вашему, масштаб личностей в парламенте изменился?

- Чем измерить этот масштаб? Линейка у каждого времени разная. Да, в 90-е Дума и депутаты были активны, но инициативы и активность были востребованы. А дальше страна повзрослела, наработался опыт, немного устаканилось законодательство, окрепла вертикаль власти. Инициатива, постепенно ушла в предпринимательство.

Думаю, у Думы остались ее главные функции: стратегия развития и контроль текущего управления. У нас со стратегией проще, чем на других территориях. Основное направление было задано, когда начали строить АЭС, но стратегия развития города, генплан… Это просто необходимо.

Будучи депутатом, Вы предлагали наиболее важные для населения решения Думы предварительно рассматривать в интернете и собирать мнения. Тогда это предложение поддержки не получило. Была бы востребована такая публичность сегодня? И как примирить жителей с непопулярными решениями Думы?

- Это, конечно, был романтизм, мечта об объективности. Но это, как раз и поиск того дефицитного инструмента управления, инструмента воздействия Думы на город. Это понятный теперь способ продвижения нужных, но непопулярных решений. Интернет в те времена тоже был другим, романтичным.

Сейчас уже известно, что публичное обсуждение в интернете ни к чему хорошему не приводит. Выносить вопрос на публику - это потеха. Никакого решения принято не будет, мы любим поговорить, покрасоваться. Это свойство любых сообществ.

Тут нужно другое: мнение специалистов. Вообще специалисты и власть - это вещи противоположные. Власть - это орган, который обязан принимать решение. И это всегда происходит в условиях дефицита ресурсов, информации и времени. А специалисты - это человек или группа, которые должны дать совет.

Их нельзя переставить местами, так как решение не будет принято. А непринятое решение - это хуже, чем принятое с невысоким качеством. Но вот если это решение получит заключение, хотя бы нескольких специалистов, качество его определенно станет лучше.

В 2010 году Вы давали прогноз относительно того, каким будет жизнь Заречного через 10 лет: «Четвёртый блок плюс строительство пятого. 40 тысяч жителей. Пригород Екатеринбурга. Парковые зоны города застроены жильём». Попробуете повторить?

- Прогноз сейчас - это серьезная наука, с кучей профессионалов. Но хотим мы или не хотим, а наше сознание эти прогнозы рисует, чтобы нам знать, чего ждать и чего опасаться. Думаю, что если все будет более-менее нормально, то все будет понемногу продолжаться: блок, до 40 тыс жителей, часть Екатеринбурга, строительство жилья. А вот что точно изменится: это система управления, и приход в нее цифры и искусственного интеллекта. Все, что во власти происходит по правилам - разработка законодательства, отдельных норм, - будет происходить на автомате. И это хорошо, потому что там, где есть правила, машина однозначно лучше.

И в этом смысле Дума с ее функциями сможет стать чем-то совсем другим…