Экипаж семьи Уваровых

«Зареченская Ярмарка» №16 от 18 апреля 2024 г.
Экипаж семьи Уваровых

Экипаж семьи Уваровых  

Осенью прошлого года во время пресс-тура мы стали свидетелями вручения нового мотоцикла Центру экстремальных видов спорта. Особенно коллег поразил совсем юный спортсмен - пятилетний Боря Уваров.

У Бориса и родители интересные и экстремальные, поэтому и в мир мотогонок мальчик попал совсем не случайно. Сегодня расскажем об удивительной семье Уваровых, которые знают толк в скоростях и крутых поворотах.

Юлия ВИШНЯКОВА

Глава семьи Александр - любитель автомобилей. Много лет занимается шиномонтажом и покраской дисков. Хобби он выбрал соответствующее: автогонки. Разряд КМС в автоспорте у него уже есть. Татьяна - дизайнер, создает вертикальные видео для продвижения товаров и услуг и обучает этому других. До рождения детей была надежным штурманом у Александра во время автогонок. В семье растут двое мальчишек: Степану 8 лет, Борису - 6.

- С Сашей мы познакомились, когда оба учились и работали в Екатеринбурге. Я была курьером, а он организатором в Доме кино. Служебный роман плавно перерос в семью. Уже через пару лет после знакомства я переехала к Саше в Заречный, откуда он родом. Думала, годик-два поживем, и я переманю его в Екатеринбург. Но родились дети и стало понятно, что Заречный нашей семье походит больше. Здесь и бабушка с дедушкой, готовые подстраховать с детьми, и большой выбор кружков и секций, ради которых не надо часами простаивать в пробках.

Как вы попали в мир гонок и больших скоростей?

- Мне кажется, это было неизбежно. Саша всегда интересовался машинами. У нас даже свадебный торт украшал кондитерский автомобиль. В какой-то момент Саша стал интересоваться ралли. Я поддержала его с покупкой машины - гоночной «копейки» за 20 тысяч рублей. А когда есть машина для гонок, рано или поздно ты начинаешь готовиться к соревнованиям, иначе, зачем это всё? Так и пошло: Саша - водитель, я - штурман. Нашли под Березовским какую-то трассу и решили на ней отработать стенограмму (опись трассы). Ведь в ралли движение идет не по кругу, на трассе большое количество самых разных поворотов, спусков, подъёмов. Запомнить их нереально, поэтому перед заездами отводится время, когда экипажи могут проехать по трассе для ознакомления и для составления стенограммы.

Мы тогда были неопытными и наша первая стенограмма была смешная. Да и я штурман - в юбке и на каблуках - не добавляла серьезности нашей затее. Но мы быстро совершенствовались. Узнали, что есть специальные обозначения, тетради для стенограмм, маркеры для выделений и т.д. И пусть на наших первых соревнованиях в Челябинске мы заняли последнее место, зато через пару лет в нашей копилке появились и призовые места. Поездили по стране. Даже до Чемпионата России доехали.

Обычно, когда обычная семья едет в машине, без споров не обходится. А тут, муж - гонщик, жена - штурман, и никаких непониманий?

- Конечно, бывало. На одних, например, соревнованиях я диктовала стенограмму с учетом скорости прежнего автомобиля, а Саша ехал значительно быстрее, потому что машина у нас была новая. И когда заходили в поворот на высокой скорости, то перевернулись. Всё обошлось, с техникой безопасности на ралли всё строго. Автомобиль оборудован специальным каркасом безопасности, ремни надежные, пятиточечные. Костюмы специальные, которые в случае чего не загораются сразу. Если на шлеме есть хотя бы скол, то до соревнований в нем тоже не допустят. Но мы понимали, что как штурман я долго ездить не буду. Особенно когда поженились. В целом же, мы старались не смешивать роли: вне гонок мы муж и жена, на гонках - мы водитель и штурман.

В целом, за 14 лет он пробовал разные роли в ралли: задний привод (трижды чемпион Катайских ралли-спринтов 2015-17 годах), передний привод (2 место в абсолюте в Катайске), ездил «нулём» (как судья, бесплатно, без отсекания по времени), ездил штурманом с пилотом из Кургана, впервые достигнув званий КМС (в 2019-20годах). Также в качестве штурмана вместе с известным зареченским спортсменом Николаем Корнильцевым они стали чемпионами УРФО в классе ралли 3 категории, так Саша повторно подтвердил звание КМС.

Сейчас Александр строит новую Колёсную мастерскую «Ярко-диск» на месте бывшего «Верхнего Микса» и мечтает об организации собственной раллийной команды.

С появлением детей гонки продолжились?

- Для меня, нет. У нас растут два сына. И мы изначально смотрели, есть ли у них интерес к машинам, к гонкам. По старшему было непонятно, ему интересней конструирование. А по Боре было сразу видно, что он экстремал: на трехколесном велосипеде не уступал брату, который ехал на двухколесном. Но мы понимали, что нам будет сложно регулярно возить его на картинг в Екатеринбург. Поэтому и решили попробовать мотоспорт. В итоге, на первое занятие пришли, когда ему было 4 года 10 месяцев. Вижу, как он стоит, на всё это дело смотрит, а глаза горят. И понимаю факт неизбежности: ему нравится. Позднее и тренер Евгений Геннадьевич Катков сказал нам, что предрасположенность у Бори есть.

Какие особенности обучения мотокроссу у таких малышей?

- У маленьких все медленно. Они сначала медленно, как улиточки, ездят по кругу. Потом учатся привставать. На поворотах ногу выставлять. С одной рукой ездить. Потом задания становятся сложнее. Защита у детей специальная: наколенники, шлем, налокотники, «черепашка», очки.

Спустя год обучения Боря уже ездил на соревнования. Участвовал в классе 50 см.куб. или «полтиннички».

У нас команда дружная, поэтому, когда едет Борян, (так они его называют в команде), то все «пацаны» (так он называет всех участников команды) и ГенийГеннадьевич стоят по периметру трассы и всегда готовы помочь. Если ребенок заваливается, его поднимут, запустят двигатель и отправят в дальнейшую спортивную борьбу. Мотоцикл весит 70 кг. И мне, несмотря на то, что я занимаюсь кроссфитом, упавший мотоцикл не поднять. Зимой, когда Боря упал на гонке, пока команда к нему бежала, он встал и как-то этот мотоцикл поставил! Тренер говорит, что по технике все правильно сделал.

Перед каждыми Бориными гонками у нас есть свой ритуал, чтобы настроить его. Включаем ему динамичную музыку, больше обнимаем, потому что он кинестетик, заранее покупаем ему сладости. Заезды я снимаю на камеру, потом разбираем с тренером, как и где надо ехать.

Боре нравятся соревнования. Есть у него и достижения. Прошлым летом он стал вторым в Верхней Пышме, а осенью в Качканаре занял третье место, в которых соревновался с ребятами 7-8 лет, а ему было только 5.

За первые пять мест дают денежные призы, таким образом, Боря может иногда шикануть на свои деньги, когда мы отказываемся покупать очередную игрушку, ссылаясь на то, что в этом месяце лимит исчерпан.

Однажды он впервые отправился на соревнования без нас. Приехал, в ванной моется, и сквозь шум воды скандирует: «Боря, давай!». Так его поддерживали, болельщики как самого маленького гонщика…

Недавно спортсмены из центра экстремальных видов спорта вернулись со сборов. Это были первые сборы для Бори. Как они прошли?

- Мы жили в четырёх разных местах: в пгт Глубокое, затем неделю в Каменск- Шахтинском, неделю - в Анапе и последние три дня в Волгограде. У ребят было по две тренировки в день: по три часа утром и вечером. Конечно, уровень вырос. Боря стал заметно быстрее ездить. В мае пройдут традиционные гонки в Заречном. Там и увидим, как он себя покажет.

В целом, мы занимаемся без фанатизма, но строго посещаем все тренировки и беспрекословно выполняем рекомендации тренера. Мы всей командой ходим на кроссфит к Михаилу Сединкину. Он придумывает специальные упражнения на отработку баланса, скорости, выносливости, ведь ехать даже 10 мин на мотоцикле - это большая физическая нагрузка.

Ты и сама училась ездить на мотоцикле в детстве, сейчас решила сдавать на права категории «А». То есть, опять экстрим зовёт?

- Всё началось году в 2002…Когда братья научили меня ездить на «Урале» с люлькой. Спустя лет 5 брат Игорь дал прокатиться на своем «Иже», и я врезалась в гараж соседа, потому что мы не поговорили, где находится тормоз. Но кататься на собственном мотоцикле - это одно из «мурашечных» желаний. Наряду с управлением дельтапланом и прыжком с парашютом. Мне всегда нравились фотографии девушек на мотоцикле. Этой весной я сделала первый шаг к исполнению мечты: купила книгу с билетами для прорешивания, чтобы летом сдать на права категории А.

Недавно Саша подарил мне разовый урок в одной из крупных мотошкол Екатеринбурга. В итоге, за час я научилась держать равновесие, переключать передачи. Потом инструктор меня провел по бездорожью и там я гоняла по сваленным деревьям, лужам и снегу, канавам и ухабам. Падала, как Боря на первых тренировках. Это было и жёстко, и мощно. Но всё-таки бездорожье пока не для меня. Поэтому, как и планировала, отучусь на управление обычным мотоциклом, а там посмотрим!

Шестилетний гонщик Боря может иногда шикануть на свои деньги.