Больше чем мама - решение суда

«Зареченская Ярмарка» №12 от 21 марта 2024 г.
Больше чем мама - решение суда

Больше чем мама - решение суда  

21 марта - Международный день людей с синдромом Дауна. Таких людей ещё принято называть солнечными, потому что, несмотря на своё заболевание, они очень добрые и жизнерадостные. Символично, но именно накануне 21 марта Белоярский районный суд вынес решение по заявлению Татьяны Черкасовой

о признании её детей недееспособными. В целом, процедура лишения дееспособности заняла около 5 месяцев.

Юлия ВИШНЯКОВА

Итак, мы завершаем рассказ о непростой процедуре лишения дееспособности, через которую проходила семья эксперта по профилактике социального сиротства детей и руководителя АНО «Я могу! Я есть! Я буду!» Татьяны Черкасовой.

Сейчас Татьяна воспитывает своего 16-летнего сына Евсея, а также двоих приёмных детей: 15-летнего Данила и Валерию, которой недавно исполнилось 18 лет. У всех троих ребят синдром Дауна.

В нашей стране у человека после 14 лет, а особенно после 16, возникает право и необходимость самостоятельно подписывать документы. В том числе, при каждом приёме врача необходимо подписать согласие на обработку данных, при регистрации на «Госуслугах» и так далее. Данил может писать по образцу печатными буквами. Лере категорически это занятие не нравится. Сева ручку вообще не держит. В связи с этим семья сталкивается всё с новыми и новыми сложностями. К тому же, после достижения Лерой восемнадцатилетия, вполне законно будет изъять её из семьи и отдать в психоневрологический интернат. Поэтому другого варианта, кроме как пройти через процедуру признания недееспособности для всех троих, у Татьяны не было.

Однако инструкции по данной процедуре тоже нет, и родителям, решившимся на этот шаг, не просто понять, куда идти, какие документы готовить, на какие сроки ориентироваться. Поэтому мы решили пройти все этапы этого сложного пути вместе с Татьяной и её ребятами.

Только через суд

Решение о лишении дееспособности принимается только через суд. 10 ноября 2023 года Черкасова подала заявление в Белоярский районный суд, проинформировав прокуратуру и органы опеки. Первое заседание суда состоялось 25 декабря, подробно о нём мы рассказывали в номере от 18 января 2024 года. По итогу заседания, суд назначил всем троим ребятам судебно-психиатрическую экспертизу.

6 февраля данная экспертиза была пройдена, публикация об этом вышла 15 января 2024 года.

23 февраля Татьяне поступило извещение о том, что в суд пришли результаты судебной экспертизы по Данилу. Заседание суда назначено на 4 марта. С судебной экспертизой предлагалось ознакомиться заблаговременно.

Результаты экспертиз Валерии и Евсея поступили в суд позднее. Поэтому заседания по этим двум делам были назначены на 20 марта.

Заключение экспертов

Заключение судебно-психиатри-ческой комиссии занимает около 5 страниц. Комиссия состоит из двух авторитетных экспертов, стаж работы каждого более 10 лет.

На разрешение экспертов судом поставлен ряд вопросов. Среди них: «Страдает ли ребенок психическим заболеванием?», «Способен ли он понимать значение совершаемых действий и может ли руководить ими?», «Нуждается ли он в постороннем уходе и надзоре, медицинском наблюдении, установлении опеки?».

Экспертиза включает анамнез, который составляется на основе материалов гражданского дела, медицинской документации и со слов подэкспертного. Подробно описывается его соматическое, неврологическое и психическое состояние. Выводы экспертизы делаются на основании ответов на вопросы, поставленные судом.

Во всех трёх случаях, эксперты пришли к выводам о наличии психического расстройства - умственной отсталости, не способности понимать значение своих действий и руководствоваться ими, что является основанием для признания недееспособным и необходимости установления опеки.

Заявление удовлетворено

На второе заседание суда, на котором рассматривалось дело о признании недееспособным Данила, Татьяне Черкасовой было разрешено прийти без него. Как и в первый раз, представителей от опеки в зале не было. Со стороны прокуратуры присутствовала помощник Белоярского межрайонного прокурора Евгения Рахматуллина.

Заседание продлилось не более 20 минут. После зачитывания судьей выводов экспертизы и приобщения к делу всех необходимых документов, были заслушаны стороны.

По словам Рахматуллиной, «при заявлении такого характера необходимо устанавливать наличие у лица, в отношении которого подано заявление, психического заболевания, из-за которого он лишен возможности осознавать характер своих действий и руководить ими».

- В рамках данного гражданского дела проведана судебно-психиатри-ческая экспертиза. В связи с её выводами я полагаю, что заявление может быть удовлетворено, - подытожила она.

Судья Татьяна Соловьёва вынесла решение об удовлетворении заявления. Данил был признан недееспособным. Теперь через месяц после заседания решение вступит в законную силу. После чего Татьяне Черкасовой следует передать решение суда в органы опеки и попечительства.

Добавим, что признание гражданина недееспособным влечет лишение его права самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Недееспособный не вправе совершать сделки, даже мелкие бытовые, выдавать доверенность другому лицу для представительства перед третьими лицами. Сделки от имени и в интересах недееспособного совершает опекун.

Гражданин, признанный недееспособным, не несёт ответственности за причиненный им вред. Ответственность несет опекун, том числе за причинённый третьим лицам моральный вред.

Состояние недееспособности препятствует вступлению в брак и является основанием для расторжения брака в упрощенном порядке, исключает возможность усыновления детей.

Гражданин, признанный недееспособным, не вправе избирать, быть избранным и участвовать в референдуме.

Почему так сложно?

Татьяна Черкасова, принимая решение о лишении дееспособности своих детей, понимала, что процесс этот будет небыстрый и непростой. Так и получилось.

- Есть постановление правительства, оно касается синдрома Дауна и некоторых других орфанных (редко встречающихся) заболеваний, из него следует, что инвалидность для таких людей оформляется с рождения - бессрочно. Я 16 лет работаю в НКО и занимаюсь тем, что помогаю семьям принять диагноз их ребенка и не отказываться от малыша с синдромом Дауна. Можно сказать, что через мои руки прошло большинство новорожденных с синдромом Дауна в Свердловской области. И я точно говорю, что в 99% случаев, люди с синдромом Дауна - недееспособны. 1% - исключения. Тот же Иван Мамыкин, живущий в Заречном, знает Байрона и умеет пользоваться компьютером, но в +28 градусов он выходит утречком в шапке и зимних ботинках, «потому что пасмурно». Поэтому мне не совсем понятно, почему для признания таких ребят недееспособными, необходима столь длительная и непростая процедура, - говорит Татьяна.

Роль судебной экспертизы в подобных процессах очень велика. По словам судьи Татьяны Соловьевой, решение суда, как правило, совпадает с выводами экспертизы.

- Признать человека недееспособным - это очень серьезный вопрос, - добавляет Евгения Рахматуллина. - Не в Свердловской области, но в центральных районах России прежде бывали перегибы, когда людей признавали недееспособными, хотя по факту они были здоровы. Поэтому для защиты интересов граждан такое решение может выносить только суд, и только после прохождения судебно-психиатрической экспертизы. Не думаю, что в ближайшие годы в процедуре что-то изменится.

Добавим, что 20 марта суд также удовлетворил заявление Татьяны Черкасовой о лишении дееспособности Евсея и Валерии.