Чтобы не было беды

«Зареченская Ярмарка» №10 от 07 марта 2024 г.
Чтобы не было беды

Чтобы не было беды  

Частные пансионаты для престарелых постоянно находятся в зоне риска. Скандалы и ЧП в этой сфере случаются регулярно. После них по всей стране следуют проверки, а число выявленных нарушений зашкаливает. Похожие «идеальные условия» проживания и ухода обнаружили и в одном из пансионатов для престарелых на территории нашего Заречного.

Алёна АРХИПОВА

В начале 2023 года в пансионате для постоянного проживания пожилых людей «Мирина»*, который находится в одной из сельских территорий городского округа Заречный, была проведена выездная проверка. Белоярская межрайонная прокуратура совместно с Межрегиональным Управлением №32 ФМБА и Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского городского округа, городского округа Верхнее Дуброво и городского округа Заречный выявили в общей сложности 45 серьёзных нарушений.

В области обязательных требований пожарной безопасности было обнаружено 20 нарушений федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ и других СНиПов, регулирующих пожарную безопасность зданий и сооружений. Так в пансионате отсутствовали проектная документация и технические средства системы передачи извещений о пожаре и системы противопожарной защиты АПС и СОУЭ. Не было сведений о введении в эксплуатацию системы АПС и СОУЭ, её датчики устарели и датировались 2007 годом выпуска! Объект не был дополнительно оборудован и самими системами оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световыми, звуковыми и вибрационными сигналами оповещения.

Надзорным органам не предоставили проектную документацию на здание, строительные конструкции и инженерное оборудование, которые содержат пожарно-технические характеристики. Планировка помещений пансионата не обеспечивала безопасную эвакуацию людей при пожаре. Эвакуационные пути и выходы, двери на путях эвакуации не имели доводчиков и уплотнений в притворах. Внутренняя лестница состояла из ступеней с различной шириной и высотой. С нарушениями ГОСТ был сделан и обозначен эвакуационный выход на лестничную клетку.

В здании объекта на путях эвакуации, в спальных помещениях отсутствовало аварийное освещение. В помещениях, где находились лежачие пациенты, не было носилок. Самое страшное, что в случае пожара ширина дверных проёмов в комнатах не позволила вынести на носилках таких постояльцев. Не обеспечили хозяева пансионата постояльцев и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения из расчёта одно средство на одно койко-место. Чердак, в нарушение закона, использовался для хранения горючих материалов и т.д.

С ведением документации у владельца пансионата Антонины Молочковой* были серьёзные проблемы. Противопожарные инструкции устарели. Не вёлся журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Не были предоставлены сертификаты на материалы отделки стен. Не увидели проверяющие журналы ознакомления проживающих и обслуживающего персонала с мерами пожарной безопасности.

По факту здание, которое было построено, как жилой дом, эксплуатировалось после изменения класса функциональной пожарной опасности, как пансионат для постоянного проживания пожилых людей. И при этом не отвечало ни одним нормативным документам по пожарной безопасности.

В области обязательных санитарно-эпидемиологических требований было выявлено 25 нарушений. В первую очередь, не были предоставлены сведения о прохождениях медосмотров работников пансионата, о проведении их профессиональной гигиенической подготовки, аттестации и вакцинации. В санитарных книжках не было отметок.

На территории организации было допущено скопление мусора. Контейнерную площадку ТБО не огородили, как положено. Для скважины, которую использовали для питьевого водоснабжения пансионата, вопреки закону не установили зону санитарной охраны. Лицензии на добычу питьевых подземных вод не было, лабораторного контроля качества воды не проводилось. В непосредственной близости от скважины находилась выгребная яма для сточных вод. Дезинсекцию и дератизацию в помещениях «Мирины» тоже не делали.

В комнатах пожилых постояльцев были обнаружены отошедшие обои, следы протекания. Инвентарь для уборки туалетов хранился вместе с другим инвентарем, хотя должен был находиться отдельно.

Много нарушений было обнаружено и при организации питания, начиная от отсутствия производственного контроля над приготовлением блюд, отсутствия документации на скоропортящиеся продукты и технологических карт на меню и заканчивая самим процессом приготовления пищи. К примеру, на момент проверки в холодильнике хранились продукты без маркировки, с истекшим сроком годности. Не было организовано диетическое питание для пациентов с диагнозом «сахарный диабет» и многое другое.

На данных основаниях Белоярская межрайонная прокуратура обратилась в суд с требованием запретить предпринимателю Молочковой* деятельность по эксплуатации жилого дома, в котором расположен пансионат для пожилых людей «Мирина» до привидения здания в соответствии с установленным классом функциональной опасности Ф1.1 - «здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов, предназначенных для оказания медицинской помощи круглосуточно». Также истец требовал устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Ответчик возражал. По его мнению, истец не представил доказательства неустранимых нарушений при эксплуатации помещений в здании, был указан только перечень нарушений. Кроме того, по его мнению, отсутствовали доказательства проведения внесудебной экспертизы.

Белоярский районный суд (судья Маргарита Акулова), изучив все материалы дела, пришёл к следующему. Конституция РФ, федеральные законы «О пожарной безопасности» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляют право человека на защиту жизни, на охрану здоровья и имущества, на безопасные условия труда, быта и отдыха. Руководители организаций, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью должны выполнять требования пожарной безопасности и санитарного законодательства. Однако в данном случае все нарушения, выявленные в ходе совместной проверки надзорных органов, не обеспечивают безопасные условия проживающих в пансионате «Мирина» стариков и инвалидов.

Ответчик так и не предоставил доказательств устранения данных нарушений. При их сохранении для постояльцев дома престарелых появляется прямая опасность в случае возникновения пожара, а также опасность воздействия вредных факторов.

Учитывая общественное значение, выраженное в защите прав людей пожилого возраста и инвалидов на жизнь, здоровье, защиту от пожаров и на безопасные условия проживания, иск Белоярской межрайонной прокуратуры был удовлетворён. Предпринимателю Антонине Молочковой запретили деятельность по эксплуатации жилого дома в качестве пансионата для пожилых людей, до приведения здания в соответствии с установленным классом функциональной опасности и устранения всех нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Кроме того запрет на эксплуатацию жилого дома получил и его хозяин, сдававший здание в аренду индивидуальному предпринимателю. Его также обязали привести объект в соответствие с установленным классом функциональной опасности.

Данное решение Белоярского районного суда пока не вступило в законную силу. Ответчики воспользовались своим правом и обратились с апелляционной жалобой в Свердловский областной суд.

*Персональные данные изменены.

В городском округе Заречный в одном из пансионатов для пожилых людей было выявлено 45 нарушений в сфере пожарной безопасности и санитарных требований.