Школа для хороших родителей

«Зареченская Ярмарка» №48 от 30 ноября 2023 г.
Школа для хороших родителей

Школа для хороших родителей  

Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. В Заречном работа по сохранению традиционных семейных ценностей ведется с 2017 года, когда проект «Школа крепкой семьи» получил Президентский грант, и начал работу в учебных заведениях городского округа. Реализовывает, по сути, светский проект зареченская Православная школа. Начав работу с педагогов и детей, постепенно вовлекаться в нее стали и родители. Мы решили взглянуть на этот проект изнутри и сходили на курсы для родителей.

Юлия ВИШНЯКОВА

- Работу с родителями мы начинали с презентаций нашего проекта в школах в начале учебного года. Потом поняли, что родители не сильно понимают содержание наших программ, и стали проводить семинары для них. В каждой школе, техникуме, колледже есть кураторы, которые помогают в организации работы по программам в своей школе. Они бросают клич, и на наши семинары приходят заинтересованные родители. При этом у взрослых чаще всего возникают вопросы, как выстраивать общение с детьми, как преодолевать кризисы, находить подход… После нескольких семинаров в школе родители сами сказали, что надо бы побольше. Тогда и родились расширенные родительские курсы. Здесь мы говорим про родительские ресурсы, про сепарацию - как детей отпустить, чтобы, с одной стороны, это была не гиперопека, а с другой не получилось избегание родительских обязанностей. Обсуждаем проблему гаджетов, ориентации в жизни, - рассказывает руководитель проекта Вячеслав Инюшкин.

В ноябре по школьным чатам прошел клич, в ноябре: стартует новый курс для родителей. Он состоит из четырех вечерних встреч, каждая длится около двух часов. Анонс нового курса звучал интригующе:

«Мой ребёнок…

- делает домашнее задание только после напоминания,

- ничего не хочет и откладывает дела до последнего,

- помогает по дому только после нескольких просьб,

- часто «зависает» в телефоне,

- вам надоело объяснять все по несколько раз.

Если вы ответили «да» 2 и более раз, вам пора записаться на бесплатный курс для родителей. Без воды, скучных лекций. Много общения, обсуждений и лайфхаков для родителей».

Может, реклама сработала, может, среди родителей растет запрос на подобный формат взаимодействия, но факт остается фактом: на первую встречу нового курса пришло больше 50 человек. Такого ажиотажа не ожидали ни сами пришедшие, ни организаторы. По словам тренеров курса Софьи Алексеевой и Татьяны Сливоцовой, в среднем на встречи приходит 20-25 человек, и это оптимальное количество для продуктивной работы.

Волшебной кнопки

не существует

- Волшебную таблетку на все случаи жизни мы вам здесь не дадим, и где нажать на кнопку, чтобы ребенок стал ответственней, тоже не скажем, но постараемся помочь, - начинает первую встречу Светлана.

- Ну, все, тогда расходимся, - с улыбкой шутит один из четырех пап, пришедших на курсы. После первых улыбок напряжение спадает и сразу становится как-то спокойней…

На родительских встречах действительно нет лекций. Это больше похоже на тренинг, который позволяет всем сесть в большой круг и пообщаться на одном уровне. У каждый встречи есть своя тема. Мы обсуждали мотивацию, цели воспитания, родительские ресурсы. В процессе много интерактива и игр. Периодически все пришедшие делятся на группы и небольшими командами выполняют различные задания: конструируют ракету, ставят сценку или мюзикл о проблемах отцов и детей… Все эти приемы позволяют посмотреть на родительские проблемы под разными углами. В целом, проработка типичных родительских вопросов происходит с помощью приемов, которыми сегодня часто пользуются коучи, когда не дается готовый вариант выхода из ситуации. А надо самостоятельно в процессе обсуждения дойти до того, как правильней будет поступить. Именно такая информация лучше усваивается, а потом применяется на практике.

Например, группам раздавались типичные для родителей проблемы: ребенок не хочет идти на секцию, ребенок прогуливает уроки, ребенок не хочет идти в садик… И каждая из групп должна объяснить, что в данном случае испытывает родитель, какие причины сложившейся ситуации он видит, и какие могут быть варианты выхода из этой ситуации.

На одной из встреч подробно разбирался родительский запрос на то, как развить в ребенке навык самостоятельного выполнения домашнего задания до 8 часов вечера. Тренеры объясняли, какая в данном случае может быть мотивация ребенка, как важно после первых успехов зафиксировать положительный результат. Почему в дальнейшем придется подкреплять самостоятельность ребенка.

- Чтобы ребенок начал делать уроки, надо, чтобы он начал хотеть учиться. А тут очень многое будет зависеть от самих родителей, - уверены тренеры.

Не обходились встречи без домашнего задания. Очень интересным было задание хвалить детей за то, что они делали, написав пять мотивирующих фраз.

- Воспитание ребенка начинается с нас самих и с хороших отношений. Ребенку важно чувствовать себя в безопасности, тогда он не будет бояться самовыражаться,- поясняла Светлана.

И в начале, и в конце каждой встречи пришедшие по желанию могут поделиться своими мыслями, ожиданиями, переживаниями, высказать просьбу.

В результате, многие родители делились тем, как искренне дети радовались похвале, и каким замечательным стимулом она стала для них.

- На занятиях звучат простые истины, которые мы все знаем. Но подаются они с разных сторон. И те советы, которые дают тренеры действительно работают, - делится впечатлениями Екатерина.

- Понятно, что все это мы знаем, но важно не просто знать, важно делать, - замечает Антон.

- Я не первый раз посещаю такие курсы и вижу, что эти занятия дают нам стимул развиваться как родителям, а это может быть даже важнее, чем профессиональное развитие, - говорит Ирина.

И очень хорошо, что такой полезный и интересный проект нашел свою аудиторию.

Советы от «Школы крепкой семьи»

Как говорить с ребенком, чтобы он слушал и выполнял вашу просьбу?

Формулируйте ясно и четко, чего конкретно вы хотите от ребенка. Не стоит говорить: «Уберись на своем столе!». Лучше сказать, так: «Убери фантики со стола. Школьные принадлежности положи в шкаф, а столешницу протри».

Используйте «Я»-предложения: это высказывания от первого лица, которые выражают собственные чувства, наблюдения без нажима на слушающего. Не говорите: «Опять бардак! Почему вы такие ленивые?!». Скажите: «Я очень расстроена и поэтому сержусь. Я попросила вас обоих убрать книжки, а они все еще на полу».

Не начинайте свои фразы с трех «запрещенных» слов: «Если», «Ты» и «Почему». Не говорите: «Если ты не уберешь сейчас же, ты пожалеешь об этом». Скажите: «Нужно поскорей убрать в комнате».

Предупредите ребенка за пять минут до того, как вам вместе надо будет начать уборку или пора будет чистить зубы, одеваться и так далее.

Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов. Не говорите: «Сколько можно! До начала занятий осталось всего пять минут. Ты меня слышишь? Где твои ботинки?». Скажите: «Где твои ботинки?».

Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того, чтобы кричать для привлечения внимания ребенка.

Если хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, замените команду вопросом. Не говорите: «Поторопись! Сегодня вторник. Сейчас же возьми все для плавания!». Скажите: «Петя, что тебе сегодня нужно взять в бассейн?».

Признавайте чувства ваших детей. Дети часто более послушны, если чувствуют, что их понимают. Не говорите: «Быстро собирайся. Есть слово НАДО!». Скажите: «Я вижу, что ты устал, ты все утро зеваешь. Конечно, трудно собираться в школу, когда хочется остаться дома. Ну, ничего, завтра суббота и ты отдохнешь, а сейчас надо надевать ботинки и идти».

Помните, что «слушание» - это «улица с двухсторонним движением», поэтому демонстрируйте ребенку желаемое поведение. Покажите ему пример, перестав заниматься своими делами и действительно, выслушав его, когда он что-то говорит вам. Сконцентрируйтесь на том, что говорит ребенок, не заканчивайте за него его фразу и не исправляйте грамматику.

Фото Веры Инюшкиной