Всё образуется

«Зареченская Ярмарка» №35 от 31 августа 2023 г.
Всё образуется

Всё образуется  

Отдать малыша в детский сад стресс и для ребёнка, и для родителей, и для педагогов. Да, да, не удивляйтесь! Какие страхи одолевают родителей? На что им стоит обратить внимание во время первого года жизни ребёнка в коллективе и чего не нужно бояться? Рассказывает воспитатель первой квалификационной категории детского сада «Маленькая страна», победитель муниципального этапа конкурса «Воспитатель года-2023» Ирина Ивинихина.

Алёна АРХИПОВА

- Адаптация малыша в детском саду очень важный процесс, в котором педагог должен подстроиться под каждого ребёнка и родителя. Родителю необходимо чувствовать своего малыша и слышать воспитателя, а ребёнку нужно привыкнуть к новому этапу своей жизни, - говорит Ирина Владимировна. - Привыкание, борьба со страхами и эмоциями идёт у всех: и у ребятишек, и у их родителей, и у педагогов. Да, воспитатели тоже, порой, переживают, что не справятся, что выберут не тот подход, что не получится расположить того или иного ребёнка к себе. Так что действовать нужно аккуратно всем взрослым.

Чего больше всего боятся родители?

- Страхов у родителей много: не досмотрят, не покормят, не поменяют вовремя мокрые штаны, что их чадо будут обижать другие дети, что ребёнок будет всё время плакать или куда-то уйдёт. Однако многие не берут во внимание, что тревожность, излишняя эмоциональность взрослого всегда передаётся малышу. Представьте картину: мама привела своего сына или дочку в группу и очень нервничает, сама плачет. Ребёнок видит мамино лицо, тут же какая-то тётенька забирает его от самого близкого человека - у малыша ужас, начинается истерика. В результате все в стрессе.

Ещё у родителей сейчас принято создавать чаты, читать форумы, где некоторые мамочки в подробностях рассказывают, что сегодня с их ребёнком в садике случилось. Другие родители тоже невольно начинают представлять себе самое страшное. Это только помешает процессу адаптации.

Как же родителям быть? На что следует обратить внимание?

- В первую очередь стоит помнить: дети все по темпераменту разные, родители у них разные, воспитывают они своих чад по-разному. Кто-то шустрый, кто-то любит привлекать к себе внимание, кто-то медлительный, другой контактный. Значит, и реакция на ту или иную ситуацию у всех будет разная.

Самая первая реакция ребёнка на садик - слёзы, и их бояться не надо. Плачут все детки. Слёзы - это нормально, это выход отрицательных эмоций. Иначе малыш выразить свои чувства просто не может. Естественно воспитатель в это время будет отвлекать, попробует переключить, занять малыша чем-то. До истерики стараемся не доводить.

Задачи воспитателя в период адаптации тоже особенные?

- Мы в первую очередь должны расположить к себе каждого ребёнка. Для этого даём малышам освоиться в новом месте. Сначала они делают, что хотят: бросают на пол игрушки, всё трогают, осматриваются. Они не обязаны сразу выполнять правила: сидеть на стульчике, кушать, спать. Играть в строгую тетю и настаивать на своём ни в коем случае нельзя. На первых парах необходимо дать ребёнку немножко свободы, как дома.

Нужно позволить выражать малышу свои эмоции. Он не обязан быть, как все. Он может не хотеть читать, может сердиться, может посидеть на скамейке один, пока все играют. Вот такое у него сейчас настроение и мы, взрослые, должны с этим считаться.

Стоит прислушиваться к рассказам родителя об индивидуальных особенностях ребёнка, к просьбам сделать для него что-то особенное. Это важно и нужно! Так происходит поиск, подбор ключиков к каждому воспитаннику. Так выстраивается благоприятный климат в группе, взаимоотношения с родителями. Авторитарность воспитателю в период адаптации ни к чему. В то же время «рулить» процессом должен всё-таки педагог, а не мама. Именно воспитатель выстраивает педагогический процесс.

Педагогу нужно уметь себя подать и главное - сохранять спокойствие. Паника в глазах испугает родителей. Их испуг передастся ребёнку, а он должен чувствовать уверенность воспитателя, знать, что с ним, как за каменной стеной. Неуверенность взрослого даже маленькие дети чувствуют моментально.

Что ещё посоветуете родителям, которые намерены привести малыша в детский сад?

- Готовиться к садику нужно заранее, подойти ко всему серьёзно. В первую очередь это нужно сделать родителям. Проживите в уме за ребёнка его день в детском саду, представьте, как он пришёл, что он должен делать - проиграйте возможные варианты. Чтобы малышу было комфортно, чтобы он ощущал себя полноправным членом общества, его нужно заранее приучать к горшку, учить пользоваться ложкой, кружкой. Никаких сосок, бутылочек и памперсов. Если ребёнка резко отрывают от привычных ему удобных условий существования, процесс адаптации усложняется.

Не спешите выходить с первых дней пребывания ребёнка в садике на работу. Не надо оставлять его сразу на полный рабочий день. Дайте ребёнку время привыкнуть. Это касается и начала дня. В детский сад лучше собираться не в спешке. Лишняя нервотрёпка ни к чему.

Следите за здоровьем малыша. В период адаптации чаще могут появляться недомогание, насморк, кашель. Ребёнок оказывается в среде новых бактерий и вирусов, так вырабатывается иммунитет.

На первых парах, если есть возможность, забирайте ребёнка пораньше. И это не потому что воспитатель хочет раньше уйти домой. По опыту знаю: в 16.00 ребятки, как по команде, встают у окна и ждут маму, переживают. Пребывание в садике не должно перерасти в отбывание повинности.

Научитесь доверять вашему воспитателю. Этот педагог будет с вашим ребёнком практически каждый день на протяжении нескольких лет. Иначе вы сделаете невыносимыми нахождение малыша в группе, работу воспитателя и своё эмоциональное состояние. Свои силы нужно тратить не на отрицательные эмоции, а на своего ребёнка.

Не бойтесь адаптации, не бойтесь оставлять детей, не бойтесь их слёз, их нежелания идти в садик - это не потому, что там плохо. Это может быть просто плохое настроение. Адаптация в любом случае закончится, возможно, не так, как мы хотим, возможно, со сложностями, но пройдёт, и всё образуется.