В состоянии аффекта

«Зареченская Ярмарка» №35 от 31 августа 2023 г.
В состоянии аффекта

В состоянии аффекта  

«Бойся обидеть, кого бы то ни было, ибо человек забывает свои обиды не раньше, чем отомстит за них», - эта фраза Антуана Сент-Экзюпери очень точно подходит для следующей судебной истории из практики председателя Заречного районного суда в отставке Николая Мусафирова в рубрике «Громкие дела Заречного».

Наталья жила в подъезде, где все соседи знали друг друга. Поэтому её не на шутку встревожил женский крик и плач на лестничной площадке третьего этажа. Выйдя из квартиры, она увидела пожилую соседку Анну всю в слезах. Пенсионерка сообщила, что убила своего мужа, просила вызвать скорую помощь и полицию. Зная её, как спокойную и отзывчивую женщину, Наталья сначала не поверила. Однако когда зашла в квартиру, увиденное её потрясло. На кровати, накрытый одеялом, лежал муж соседки. Он не подавал признаков жизни, везде была кровь.

Подготовила Алёна АРХИПОВА*

Вскоре приехали медики и констатировали смерть мужчины. Пенсионерка в этот же день была задержана. Ей предъявили обвинение в умышленном причинении смерти другому человеку. За совершение особо тяжкого преступления пожилая женщина была заключена под стражу.

По версии следствия, уголовное дело не было сложным. Факт совершения преступления был на лицо. Обвиняемая последовательно рассказала, как убивала, выдала орудие преступления, на месте подробно показала, как молотком наносила удары мужу. Был ясен и мотив совершения преступления - личная неприязнь. Поэтому после окончания расследования Анне предъявили обвинение в совершении преступления по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), и направили дело в суд.

Из обвинительного заключения следовало, что Анна и её муж много лет состояли в законном браке. Всё это время он унижал жену, бил её. С апреля 2007 года мужчина тяжело заболел, перестал вставать с постели. Но даже в этом состоянии он, несмотря на то, что жена безропотно ухаживала за ним, кормила, мыла, продолжал систематически, без какой-либо причины, обижать её.

По выводам следствия, в день происшествия муж в очередной раз, после того как Анна его накормила и вымыла, стал без всякого повода оскорблять её нецензурной бранью. Тогда супруга вышла на балкон квартиры, увидела там молоток. У неё внезапно, на почве личных неприязненных отношений к мужу, возник умысел на причинение ему смерти. Она взяла молоток, подошла к лежавшему на кровати мужчине и нанесла ему не менее пятнадцати ударов по голове. При этом понимала, что делает и чего хочет. В результате от черепно-мозговой травмы муж скончался. Так Анна отомстила своему мужу.

Когда уголовное дело поступает судье для рассмотрения, перед назначением судебного заседания он его изучает. И при ознакомлении с данным обвинительным заключением у меня, как у судьи, появились сомнения в обоснованности предложенной стороной обвинения квалификации. Даже если Анна мстила мужу из личной неприязни, надо исходить из того, что такая месть была чем-то обусловлена.

В судебном заседании пенсионерка также свою вину признала полностью. Подробно рассказывала о том, как она совершила убийство мужа. При этом она готова была принять любое наказание, лишь бы больше не вспоминать подробности того кошмарного дня. Женщина поведала, что всю совместную с мужем жизнь, она терпела его оскорбления, издевательства, измены и пьянство. Последнее время он был прикован к постели. Несмотря на то, что Анна надлежащим образом ухаживала за ним: кормила, мыла, проявляя заботу, супруг продолжал беспричинно её оскорблять, унижая человеческое достоинство, придираться по пустякам. Мог кинуть в неё использованные памперсы. Всё это психологически изматывало, она устала от такого поведения мужа, постоянно находясь в стрессе.

В день совершения преступления он продолжил над ней морально измываться. В какой-то момент Анна вышла на балкон и увидела молоток. Вдруг вспомнила все обиды, которые терпела. Тут у неё внезапно возник умысел на его убийство, чтобы закончить весь этот кошмар. Она взяла молоток в руки и нанесла ему несколько ударов по голове с целью убить. Сколько раз ударила, сказать не смогла. Перестала, только когда поняла, что супруг не подает признаков жизни. После она сразу рассказала обо всём соседке и попросила вызвать полицию и скорую помощь.

Свидетели-соседки, Наталья и Мария, подтвердили суду слова Анны. Они знали о болезни её мужа, о его поведении, о том, как женщина устала от него. Дочь Анны также показала, что, приезжая в гости к родителям, не могла подолгу находиться в квартире, поскольку отец стал очень капризным. Делал всё назло матери, оскорблял. Кричал, что мать его не кормит, хотя это было неправдой. Мама же переживала из-за мнения окружающих. Боялась, что её обвинят в плохом обращении с больным. В последнее время она сильно устала от происходящего психологически. Стала часто вспоминать загубленную молодость и прожитые с отцом несчастные годы, как он пьянствовал, забирал из дома деньги, изменял ей. По мнению дочери, плохие эмоции и воспоминания настолько её захватили, что убийство мужа стало ответной реакцией на его противоправное поведение.

Есть такое высказывание: «Некоторые личности в ответ на протянутую руку помощи не только её отгрызут, но ею же и по щекам отхлещут». Анна, ухаживая за мужем, делала всё возможное, но благодарности за это она не получала только оскорбления и унижение. На протяжении всей совместной жизни между подсудимой и её мужем сложились тяжёлые отношения, которые в результате и повлияли на сознание и поведение Анны в момент происшедшего. Женщина не отрицала, что убила, что действовала с прямым умыслом на убийство. Однако следователь упустил, что этот умысел был внезапно возникшим, как ответная реакция на длительное, систематическое совершение противоправных действий со стороны погибшего, в том числе и в момент случившегося.

Для того чтобы установить, как всё это повлияло не поведение подсудимой в момент убийства, суд назначил амбулаторную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Согласно её выводам, подсудимую следовало считать вменяемой в отношении инкриминируемого ей деяния. Вместе с тем анализ материалов дела, данных психологического исследования и данных самоотчета подсудимой указывали на то, что в момент совершения преступления Анна находилась в состоянии аффекта. Тому способствовала длительно существовавшая конфликтная стрессовая ситуация, в которой пребывала пенсионерка - оскорбления, унижения, издевательства мужа. Из-за этого пошёл такой рост эмоциональной напряженности, на высоте которого произошло частичное сужение сознания, снижение контроля и регуляции поведения. Это повлияло на поведение подсудимой. Аффект - бурная кратковременная эмоция, возникающая в ответ на сильный раздражитель. Таким раздражителем было поведение мужа Анны. Это вызвало ответную реакцию, приведшую к тяжким последствиям.

На данных основаниях суд переквалифицировал действия подсудимой с ч. 1 ст. 105 УК РФ - убийство или умышленное причинение смерти другому человеку на ч. 1 ст. 107 Уголовного кодекса убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего.

Было учтено, что Анна ранее не судима. Вину она признала полностью и в содеянном раскаялась, способствовала раскрытию преступления, характеризовалась положительно. Суд принял во внимание и возраст подсудимой, её длительное нахождение под стражей до суда.

В результате ей было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 месяцев, с отбыванием в колонии-поселении. Как только решение вступило в законную силу, через неделю осужденная уже была освобождена из мест лишения свободы в связи с отбытием наказания с учётом времени содержания под стражей до суда.

Говорят, неблагодарность бездонна, как болото. Отличие лишь в том, что болото можно превратить в сушь, засыпав грунтом, а неблагодарность никогда не превратишь в благодарность, сколько бы ни кидал добра в это «болото». За это муж Анны и поплатился жизнью.

Месть - это желание поделиться болью.

Председатель Заречного

районного суда в отставке

Николай Мусафиров