Нет тела - нет дела

«Зареченская Ярмарка» №34 от 24 августа 2023 г.
Нет тела - нет дела

Нет тела - нет дела  

С появлением маркетплейсов и интернет-магазинов на рынке труда увеличилось количество вакансий, на которых можно работать или подрабатывать без специальных навыков. А перспектива делать несложные действия - проверять качество товара, упаковывать или выдавать его покупателям и получать за это неплохие деньги привлекла многих. Впрочем, чуть погодя такие вот кладовщики и менеджеры из пунктов выдачи стали подавать на своих работодателей исковые заявления в суд. Так случилось и

в нашей следующей судебной истории.

Алёна АРХИПОВА

Ольга Зайцева* после окончания школы решила сразу пойти работать. Официально устроилась в распределительно-сортировочный центр крупного маркетплейса «Красная вишня»* в Екатеринбурге. Условия труда и заработная плата устраивали, работала она с удовольствием. Вскоре девушка встретила свою вторую половинку, практически сразу же забеременела. Однако по трагическому стечению обстоятельств беременность прервалась, Зайцева потеряла ребёнка. Чтобы в будущем Ольга смогла стать мамой, ей потребовались длительное лечение и реабилитация. Именно поэтому она уволилась по собственному желанию.

Примерно через год, поправив здоровье и зажив полноценной жизнью, Ольга Зайцева снова стала искать работу. На крупном интернет-сервисе по поиску персонала она увидела точно такую же вакансию в том же самом распределительно-сортировочном центре «Красной вишни». Подала заявку, отправила резюме. Вскоре работодатель сообщил ей, что она подходит. Ольгу ознакомили с должностной инструкцией, предложили удобный график два через два и режим с 7.30 до 19.30. Обговорили оплату - заработная плата была сдельная от 1 до 5 тысяч в день в зависимости от объёмов проделанной работы. Также ей выдали пропуск на склад.

Зайцева являлась на рабочее место в соответствии с графиком. Основной её обязанностью была проверка качества товара, отправка его в продажу или на ликвидацию, заполнение и оформление соответствующей документации в компьютере. За это она получала на банковскую карту зарплату от 30 до 40 тысяч рублей в месяц. Состояла Ольга и в корпоративном личном кабинете, была зарегистрирована в интернет-сообществе компании, через которое предупреждала, если не могла выйти на работу по уважительной причине. Всегда официально оформляла больничные листки нетрудоспособности.

Единственный минус - официальный трудовой договор работодатель с ней так и не заключил, ограничился лишь «активным» гражданско-правовым договором. Соответственно никаких документов о штатном расписании и других внутренних нормативно-правовых актов Ольга Зайцева не подписывала. Заявок и ежедневных актов о фактически выполненной ею в соответствии с договором работе тоже никогда не составлялось. Поэтому когда девушка вновь забеременев ушла в декретный отпуск, ей просто перестали платить зарплату. О внесении соответствующей записи в трудовую книжку и о выплате пособия по беременности и родам речи вообще не шло.

Поняв свою ошибку и осознав, что остаётся социально незащищённой на время декретного отпуска, Ольга Зайцева проконсультировалась с юристом и подала исковое заявление в суд. Она пояснила, что фактически между ней, как работником, и ответчиком, как работодателем, сложились трудовые отношения. Доказательства - её работа по графику, выданные ей спецодежда и пропуск, справки формы 2 НДФЛ, в которых указана начисленная за весь период работы зарплата, «активный» договор.

На данном основании, истица просила официально установить факт трудовых отношений с торговой компанией. Требовала обязать ответчика заключить с ней трудовой договор с января 2021 года на неопределённый срок в должности «кладовщик-упаковщик» и внести соответствующую запись в трудовую книжку о приёме на работу.

Представитель ООО «Красная вишня» возражал и просил в удовлетворении исковых требований отказать. Считал, что отношения между Зайцевой и маркетплейсом не являются трудовыми. Стабильное выполнение девушкой неразовых работ в рамках гражданско-правового договора, постоянно длящийся между ней и работодателем характер отношений ещё не значат, что она соблюдала трудовую дисциплину и подчинялась локальным нормативно-правовым актам компании, как её работник. Утверждал, что Ольга работала по договору возмездного оказания услуг, при оформлении отношений знала о гражданско-правовом характере заключенного с ней договора, не просила заключить с ней трудовой договор - её всё устраивало. А значит, и претензий никаких быть не может.

Заслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, все доказательства, Белоярский районный суд (судья Елена Самарина) пришёл к следующему.

Трудовой Кодекс РФ чётко прописывает, что такое «трудовые отношения» и заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускает. Закон гласит: приём на работу производится на основании письменно заключённого трудового договора в двух экземплярах с изданием приказа (распоряжения) работодателя не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения гражданина к работе. В документе должны быть указаны дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и прочее. Нового сотрудника должны под роспись ознакомить со всеми внутренними нормативно-правовыми актами и требованиями по охране труда. Договор, не оформленный в письменном виде, считается заключенным, если человек приступил к выполнению работы с ведома или по поручению работодателя.

Ольга Зайцева предоставила веские доказательства факта трудовых отношений с ООО «Красная вишня». Это и две справки формы 2НДФЛ о начислении ей заработной платы за 2021 и 2022 год, и бейдж, который являлся пропуском на место работы, и сведения о выплатах страховых взносов, произведённых работодателем в пользу девушки, и выписку по банковскому счёту о систематических поступлениях денежных средств на её счёт с пометкой «заработная плата». Изучили в суде и копию электронной трудовой книжки Зайцевой, в которой не было оформлено никаких записей о приёме девушки на работу.

Из доказательств следовало, что истица длительное время исполняла большинство должностных обязанностей в качестве кладовщика складского комплекса обособленного подразделения ООО «Красная вишня». Ответчик не предоставил никаких доказательств, которые бы свидетельствовали об ином и опровергали бы доводы Зайцевой. Таким образом, суд посчитал факт данных трудовых отношений установленным. Между Ольгой Зайцевой и ООО «Красная вишня» с января 2021 года фактически был заключён трудовой договор, и до настоящего времени эти трудовые отношения не прекращены.

В результате Белоярский районный суд удовлетворил требования Ольги Зайцевой. Факт трудовых отношений между истицей и ответчиком был установлен. ООО «Красная вишня» обязали заключить с Зайцевой трудовой договор с января 2021 года на неопределённый срок по должности «кладовщика» и внести соответствующую запись о приёме на работу в трудовую книжку в течение пяти рабочих дней с момента вступления данного решения в законную силу. Что собственно и произошло.

*Персональные данные изменены.

Нужен мне работник: и повар, и конюх, и плотник. Где б мне найти такого - служителя не слишком дорогого?

Сказка о Попе и о работнике его Балде