Как цель не оправдала средства

«Зареченская Ярмарка» №32 от 10 августа 2023 г.
Как цель не оправдала средства

Как цель не оправдала средства  

Алёна АРХИПОВА

Целевое обучение - система подготовки будущих специалистов, которая зарекомендовала себя ещё с советских времён. Гарантированное бесплатное обучение, предоставление общежития, дополнительные стипендии и выплаты, а потом ещё и на работу берут по специальности. Казалось бы, что может быть лучше?

Ведётся целевое обучение сейчас за счёт государства, и это подразумевает для студентов определённые очень строгие обязательства. Их нужно выполнять, иначе …

Вероника Кузина* мечтала стать врачом с 8 класса. Об этом она писала в каждом своём сочинении на тему о будущей специальности. Также девушка читала дополнительную литературу, старалась хорошо заниматься по профильным предметам. В 11 классе Вероника тяжело заболела, и ей пришлось несколько месяцев провести в больнице. Там девушка поближе познакомилась со своей любимой профессией и ещё больше укрепилась в своём желании пойти учиться на врача. Проблемой стал только большой провал в обучении из-за болезни. Вероника сильно отстала по всем предметам и, как ни старалась, не смогла должным образом подготовиться к экзаменам. В результате получила на ЕГЭ по необходимым ей предметам баллы, которых для поступления в медицинский университет на бюджет оказалось недостаточно.

Конечно, девушка очень расстроилась и уже отчаялась, что её мечта не исполнится. Помогли любимые педагоги. Они подсказали, что есть возможность учиться в медицинском вузе с помощью целевого обучения. Вероника с мамой подробно изучили, что это такое, пошли проконсультироваться в Белоярскую центральную больницу. Там желанию девушки очень обрадовались, расписали в красках все прелести целевого обучения и заручились её согласием. В результате Вероника Кузина заключила с Министерством здравоохранения Свердловской области договор о целевом обучении за счёт средств федерального бюджета.

По данному договору девушка должна была полностью освоить образовательную программу и не позднее 1 сентября года, в котором получит документ об образовании, заключить трудовой договор с медицинской организацией, а именно с бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области «Белоярская центральная районная больница». После заключения трудового договора Вероника должна была отработать в должности врача по специальности «педиатрия», полученной в ходе обучения, не менее трёх лет.

Началась долгожданная учёба в медицинском университете. Поначалу девушке всё нравилось. Два года она училась с удовольствием, первые полгода за хорошие оценки даже получала стипендию. А потом влюбилась…

Её молодой человек учился на хирурга, подавал большие надежды, выступал на студенческих конференциях и, зарекомендовав себя с положительной стороны, получил приглашение работать в Москве. Вероника засобиралась с ним, ведь любимый ни за что не отказался бы от заманчивого предложения и не выбрал бы ради неё какую-то районную больницу.

Однако первая любовь быстро закончилась. Её хирург, как и планировал, уехал в Москву, а Вероника Кузина потеряла к своей специальности всякий интерес. Пообщавшись с молодыми специалистами, прошедшими интернатуру, она осознала, что профессия педиатра в посёлке Белоярском не предполагает больших зарплат и что, работая простой медсестрой в косметологическом салоне Екатеринбурга, она будет зарабатывать почти в два раза больше. О заключенном с Минздравом договоре девушка больше не думала и в результате после пяти лет обучения была отчислена из университета по собственному желанию.

Однако договор остался договором. Министерство здравоохранения подало на Веронику Кузину в суд. Истец напомнил: девушка заключила договор и должна была полностью пройти обучение, которое в течение пяти лет оплачивалось из федерального бюджета. По тому же договору она должна была отработать педиатром в Белоярской центральной районной больнице не менее трёх лет. Однако Кузина образовательную программу не освоила, из института была отчислена. В соответствии с заключенным договором, в случае неисполнения обязательств, им предусмотренных, девушка должна выплатить штраф в двукратном размере от суммы предоставленных вузом мер социальной поддержки.

Согласно справке из Уральского государственного медицинского университета, размер выплаченной Веронике стипендии составил 66 тысяч рублей. Размер штрафа составляет удвоенную сумму - 132 тысячи рублей. Именно эта сумма и должна быть взыскана с Вероники Кузиной.

Белоярский районный суд (судья Татьяна Соловьёва) изучил и оценил письменные доказательства, представленные сторонами в совокупности, и пришёл к следующему.

Гражданский кодекс РФ гласит: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, и иных правовых актов. Правила целевого приёма и целевого обучения установлены федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данному закону, между заказчиком и обучающимся заключается договор. По заключенному в данном случае договору, Минздрав должен был организовать Кузиной прохождение практики в соответствии с учебным планом, обеспечить трудоустройство в Белоярской ЦРБ в соответствии с полученной квалификацией и обеспечить мерами социальной поддержки в порядке и размере, установленным действующим законодательством. Кузина в свою очередь должна была освоить образовательную программу, заключить договор с медицинской организацией и проработать в ней по специальности 3 года. Однако девушка не доучилась и была отчислена.

За пять лет обучения она получила в качестве меры социальной поддержки в виде стипендии 66 тысяч рублей, которые ей выплачивал университет, но не Министерство здравоохранения, как того требует законодательство. Таким образом, истец, не предоставив ответчику мер социальной поддержки, просил взыскать штраф в двойном размере за меры социальной поддержки, которые ответчику предоставило иное лицо - университет.

Вместе с тем оформленный сторонами договор не являлся тем договором, который предусмотрен ФЗ «Об образовании» и не содержал всех его существенных условий. Предусмотренная по договору ответственность Вероники Кузиной не согласовывалась с требованиями императивной (то есть категоричной - Прим. авт.) нормы вышеуказанного федерального закона.

Кроме того, в новой редакции ст. 56 закона «Об образовании», который действует в настоящее время, такой меры ответственности, как штраф, за нарушение условий договора о целевом обучении вообще нет. По закону, в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, обязательств по освоению программы и осуществлению трудовой деятельности в течение трёх лет, он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки - то есть сумму, которая была потрачена из федерального бюджета на его учёбу. Таким образом, оснований взыскивать с ответчика штраф в двукратном размере нет. Других требований истец не заявлял.

На данных основаниях Белоярский районный суд исковые требования Министерства здравоохранения оставил без удовлетворения. Данное решение вступило в законную силу.

*Персональные данные изменены.