Залётные из Тагила

«Зареченская Ярмарка» №25 от 22 июня 2023 г.
Залётные из Тагила

Залётные из Тагила  

Продолжаем полюбившуюся читателям рубрику «Наша служба и опасна, и трудна», в которой ветераны МВД Заречного вспоминают и рассказывают о своей работе. Сегодня полковник милиции в отставке Павел Насекин поведал о том, как удалось задержать «залётных», совершавших дерзкие разбойные нападения.

Алёна АРХИПОВА

- Речь пойдёт о конце 80-х - начале 90-х годов. Тогда в нашем тихом и спокойном Заречном произошло сразу несколько разбойных нападений - неизвестные молодые люди на улице нападали на девушек в вечернее и ночное время и, угрожая ножом, отбирали золотые украшения. Всего было три эпизода, случились они в вечернее время: одно преступление в один вечер и два других - на следующие сутки, - вспоминает Павел Геннадьевич. - Со слов потерпевших, это были двое мужчин, предположительно судимые, у одного они заметили характерные татуировки. Также женщины решили, что нападавшие были неместными, так как никого в подобной одежде и с такой манерой поведения они раньше в посёлке не видели.

Мы сразу же проверили своих подопечных, освободившихся из мест лишения свободы, и убедились, что среди них нападавших нет. Не секрет, что у оперативных сотрудников органов внутренних дел всегда есть свои люди, так или иначе связанные с криминальной средой, осведомители. Одному из наших коллег такой источник сообщил, что в Заречном недавно появились двое «залётных», которые приехали в гости к другу, тоже бывшему сидельцу.

Стоит отметить, что когда в 1987 году прежний начальник поселкового отделения милиции Борис Дмитриев передавал дела Павлу Насекину, они обсуждали, почему в Заречном сохраняется такой низкий уровень преступности. Борис Петрович тогда ознакомил своего преемника с Постановлением правительства Совета Министров СССР от 1979 года. Оно касалось регулирования прописки людей в закрытых городах, населённых пунктах, связанных с Министерством среднего машиностроения, которое осуществляло функции по управлению атомной отраслью промышленности, где были атомные станции и другие ядерные объекты. Благодаря этому постановлению в Заречном была ограничена регистрация определённой категории людей, в первую очередь, ранее судимых граждан. Местные маргинальные личности, которые нарушили закон и были осуждены, отсидев срок на зоне, возвращались домой на постоянное место жительства. Здесь у них были семьи, родственники, и, конечно, их прописывали, ставали на учёт. Сотрудники ОВД всех их знали в лицо. А вот чужих, заезжих гастролёров в наш город надолго не пускали.

- Именно такие товарищи, бывшие заключённые, которые приехали в Заречный из какого-то промышленного района Нижнего Тагила, как раз накануне разбойных нападений заходили в поселковое отделение милиции, - рассказывает Павел Насекин. - Наш тихий и уютный город им очень понравился, и мужчины заявили о своём желании остаться здесь жить. Я возразил гостям, что жить они здесь не будут, и с помощью того самого Постановления правительства объяснил, почему.

Когда же оперативная группа начала работать по трём разбойным нападениям, мы сопоставили показания потерпевших женщин, информацию источника и пришли к выводу, что к данным преступлениям наши местные не причастны. Я сразу же вспомнил тех двоих «гостей», которые намеревались переехать в Заречный. Они, кстати, даже дом и улицу сообщили, где временно остановились, на Клары Цеткин, 23. Так у нас появились подозреваемые и их предполагаемое местонахождение.

Капитан Александр Оспищев, который в то время уже работал в должности оперуполномоченного уголовного розыска, получил более точную информацию, этаж и квартиру, в которой у своего друга по отсидке обосновались приезжие. И мы стали готовиться к задержанию. Назначили его на 6 часов утра самое неожиданное для такой категории людей время суток, когда они крепко спали после бурной ночи. Прибыли по адресу, постояли на лестничной площадке, послушали - в квартире на 5 этаже было тихо. Начали действовать.

Церемониться милиционеры не стали: выбили дверь, проникли в помещение, вытащили подозреваемых из кроватей и надели на них наручники. Сначала были задержаны три человека: хозяин квартиры, ещё один местный криминальный элемент и один гость из Нижнего Тагила. Второго приезжего нигде не было видно. Стали его искать, обыскивать комнаты. И когда кто-то из сотрудников группы задержания вышел на балкон, обнаружили, что предмет их поисков перелез через балкон, зацепился за его бетонное основание и повис на высоте 5 этажа.

- Позабавил нас этот товарищ. Мы даже пошутили, мол, пусть висит, сколько сможет. Потом, конечно же, достали бедолагу, - улыбается Павел Геннадьевич. - В отделении выяснили, что в разбойных нападениях на женщин участвовали именно гости из Нижнего Тагила. Они пошли на разбой, чтобы добыть себе денег на выпивку. Их товарищи из Заречного на такие дерзкие преступления не решились. Впрочем, преступников с самого начала постигла неудача. Они не смогли сбыть украденные серёжки с первого нападения, никто в нашем городе не хотел их покупать даже за бесценок.

В квартире сотрудники милиции обнаружили золотые украшения со второго и третьего разбойных нападений, а также нож, которым задержанные угрожали женщинам. Таким образом, была собрана хорошая доказательная база, чтобы привлечь заезжих гастролёров к уголовной ответственности.

При задержании бандит перелез через балкон, зацепился за бетонное основание и повис на высоте 5 этажа. Милиционеры шутили: “Пусть висит!”