Пределы обороны

«Зареченская Ярмарка» №23 от 08 июня 2023 г.
Пределы обороны

Пределы обороны  

… есть ли они, когда издеваются над женщиной и ребёнком?

Кто-то из великих говорил, что самые тяжёлые поступки человек совершает из благороднейших побуждений. Движимый любовью и беспокойством о близких людях, он, как правило, не задумывается о последствиях своих действий. Между тем последствия эти могут перечеркнуть всю жизнь.

Алёна АРХИПОВА

Арсений Семенчук* был замечательным отцом для своей дочки. И хоть с её матерью Альбиной Кириной* у него не сложилось, молодой человек продолжал поддерживать двух самых главных женщин в своей жизни. Помогал материально, делал мужскую работу по дому, забирал дочку на выходные - беспокоился о благополучии девочки и её мамы. Особенно стал тревожиться, когда Альбина начала встречаться с коллегой по работе Михаилом Поповым*. Арсений часто приезжал навещать дочку и не раз замечал синяки на теле и лице женщины. Кирина поначалу отмалчивалась - мол, ничего страшного. Но как-то не выдержала, разрыдалась и рассказала, что новый сожитель часто приходит пьяный, ведёт себя неадекватно и поднимает на неё руку. Она стала бояться за себя и дочку.

Семенчук, как мог, успокоил свою бывшую и наказал: если нечто подобное повторится, она ему сразу же звонит. К сожалению, долго ждать не пришлось.

Однажды Попов заявился к Альбине с бутылкой водки. От коллег она уже знала, что на смене Михаил повёл себя неадекватно, и начальник отстранил его от работы. Оказывается, мужчина был не просто пьян, он признался Кириной, что употребил наркотики. У неё дома ухажёр стал пить и с каждой новой рюмкой зверел всё больше. Когда женщина попросила его уйти, он накинулся на неё. Причём не просто бил! Михаил стал кусать свою жертву за шею, за спину, за руки и даже за голову, и всё это в присутствии дочки. Девочка очень испугалась, закричала. Тогда Попов ринулся к ней: схватил малышку, стал подбрасывать вверх, рычать, как зверь, и тоже её укусил. Потом зубами перегрыз провод стационарного телефона. Кирина, улучшив момент, схватила ребёнка и закрылась в ванной.

Арсений тем временем отдыхал у друга в селе Мезенском. Выпили по паре баночек пива, сходили в баню. Вдруг звонок: «Он неадекватный! Мы в ванной спрятались, он ломает дверь! Помоги - он нас убьёт!» - Кричала Альбина, а в трубке слышался грохот и плач девочки.

Семенчук уже через 20 минут мчался с другом на такси к дому Кириной. По дороге он позвонил Альбине и велел ей выходить с дочерью на улицу. Однако у подъезда их не было. Арсений подождал на улице минут пять, решил, что отморозок не выпускает их из дома, поэтому оставил другу телефон и бросился по лестнице на 4 этаж. Женщина тем временем умудрилась вырваться и, в чём была, поехала на лифте вниз. Именно поэтому они с Арсением и разминулись.

Когда Семенчук зашёл в квартиру, Попов стоял на кухне. Сразу было видно, что он не в себе - водил туда-сюда красными глазами, шатался и рычал. Арсений стал звать дочку и её маму. Никто не откликнулся. Тогда, представив себе самое страшное, он шагнул в сторону Михаила и громко спросил: «Зачем ты бьёшь мою дочь?». Тот вместо ответа начал махать кулаками. Завязалась драка. 110-килограммовый Попов быстро подмял под себя худенького 61-килограммового Семенчука, стал его душить, кричал «Убью». Но в какой-то момент Арсений вырвался и стал наносить Михаилу удары по груди и голове. Когда тот остался лежать на полу, обеспокоенный отец обыскал квартиру, но никого не нашёл. На его вопрос «Где девчонки?» Попов снова стал угрожать Семенчуку убийством, за что Арсений снова несколько раз ударил обидчика. Вдруг Михаил захрипел, и у него пошла из носа кровь.

Арсений Семенчук перевернул амбала на бок, чтобы тот не захлебнулся кровью, вышел на улицу, увидел девочек живыми и только тогда немного пришёл в себя. Он вызвал скорую помощь, потом помог бригаде погрузить Попова в машину. Сами они все вместе отправились в МСЧ-32 снимать побои. Девочке поставили диагноз «ушиб обоих голеней». У Кириной зафиксировали гематомы обоих бедёр, голеней, плеч и предплечий, ссадины обоих надплечий и спины, которые визуально напоминали следы зубов - всего 37 укусов. У Семенчука были незначительные ссадины на плечах, лбу и шее.

Попов, как выяснилось, пострадал куда сильнее. Экспертиза показала, что у него «острая субдуральная гематома, очаговые кровоизлияния височной доли левого полушария головного мозга, кровоизлияния в мягких тканях головы височной области справа, множественные кровоподтёки лица, составляющие закрытую черепно-мозговую травму». Эта черепно-мозговая травма, которая осложнилась отёком головного мозга, и стала причиной того, что через два дня мужчина умер в больнице.

Арсений Семенчук полностью признал свою вину. На суде он объяснил, что не хотел убивать. Он ехал только, чтобы забрать дочь, и изначально в квартиру заходить не собирался. В квартире Попов накинулся на него, и он стал защищаться, при этом удары наносил не целенаправленно. Во время борьбы Арсений думал, что дочь с Альбиной находятся здесь же, что им угрожает опасность, потому испугался за их здоровье и жизнь. Ведь Михаил был в неадекватном состоянии.

Мать девочки и друг подтвердили его слова. Работодатель Попова сообщил, что в тот день пострадавший, действительно, был пьян, вёл себя на смене неадекватно, из-за чего был отстранён от работы. Заключения МСЧ доказывали, что ребёнок, женщина и отец девочки от него физически пострадали.

В то же время заключения судебно-медицинской экспертизы, рапорт дежурного по факту избиения мужчины, признательные показания молодого парня стали неопровержимыми доказательствами того, что именно Арсений Семенчук причинил тяжкий вред здоровью Михаилу Попову, из-за чего последний скончался.

Белоярский районный суд (судья Егор Шаньгин) изучив все материалы дела, выслушав свидетелей, пришёл к следующему.

Поведение и характер действий Попова и Семенчука непосредственно до причинения тяжких телесных повреждений и вначале конфликта, а также сложившаяся на момент совершения преступления обстановка давали Арсению все основания полагать, что в отношение него и его близких людей совершается реальное опасное посягательство. Это и побудило мужчину применить насилие. Он своими действиями превысил пределы необходимой обороны, то есть совершил умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Верховный Суд РФ поясняет: в таких случаях уголовная ответственность наступает для оборонявшегося в том случае, если будет доказано, что он осознавал, что причиняет вред, который не был необходим для обороны. Таким образом, действия Арсения Семенчука не образуют состава преступления по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). И подлежат переквалификации по ч. 1 ст. 114 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое при превышении пределов допустимой обороны.

При вынесении приговора также учли, что Арсений не был судим, не состоял ни на каких учётах, имел хорошую работу, помогал материально дочке. Когда всё случилось, он сам вызвал скорую помощь, помогал транспортировать пострадавшего. Когда выяснилось, что человек погиб, он выплатил сестре пострадавшего 45 тысяч рублей в счёт возмещения морального ущерба и компенсации морального вреда. Также он активно способствовал раскрытию преступления, признал свою вину.

В результате Арсений Семенчук был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершённом при превышении пределов допустимой обороны. Ему было назначено наказание в виде исправительных работ на срок 10 месяцев с удержанием в доход государства 10% от заработка.

Свердловский областной суд своим апелляционным определением отменил решение Белоярского районного суда и назначил мужчине наказание в виде лишения свободы на 6 лет…

*Персональные данные изменены.

Все испытывают страх в тот миг, когда могут изменить свою судьбу.

Паоло Коэльо