Коррекционные классы - ау

«Зареченская Ярмарка» №11 от 16 марта 2023 г.
Коррекционные классы – ау

Коррекционные классы – ау  

По официальным данным, в образовательных организациях Заречного сегодня обучается 51 ребёнок - инвалид. Также в Заречном есть 92 ребёнка-инвалида, у которых есть проблемы с освоением школьной программы. А вот деток с ОВЗ, у которых нет инвалидности, в Заречном - 874. И из года в год количество детей с ОВЗ в Заречном увеличивается больше, чем на 10%. Коррекционных классов для них уже не хватает…

Юлия ВИШНЯКОВА

- Есть у нас в девятом классе несколько человек со справкой, и на протяжении всех этих лет таких ребят отличает невыносимое поведение: они срывают уроки, мешают другим ребятам заниматься и тому подобное. Кажется, что справка дает им лишь послабления на экзаменах, в остальном, какой-то особой работы с ними не проводят, - рассказывает мама девятиклассницы одной из зареченских школ.

Действительно, в Заречном ребята, имеющие ограниченные возможности здоровья, могут учиться как в обычном общеобразовательном классе, так и в коррекционном. Правда, в последнее время родители таких ребят стали настаивать на том, что коррекционные классы нужны и особенно в школах микрорайона. Активность общественности даёт свои результаты.

Тернистый путь

Вера Осташева - приёмная мама мальчика Жени. О том, что коррекционный класс нужен её ребёнку в школе №7 по месту жительства она сообщила в Управление образования перед началом текущего учебного года. Однако тогда возможности создать такой класс не оказалось - проблема была и в кадрах, и в подготовке образовательной среды. Тогда Вера решила, что Жене лучше пойти в обычный класс. При этом она понимала, что путь этот непростой, но зато именно он сможет доказать необходимость в коррекционных классах.

- Во время обучения в садике Женя проходил психолого-педагогическую комиссию в областном ЦППМиСП «Ресурс». Ему поставили ТМНР - тяжелые множественные нарушения развития и умственную отсталость. Перед школой в Заречном ему поставили задержку психического развития, разумно рассудив, что если ребенок программу не потянет, поставить ему умственную отсталость всегда успеют. Так как коррекционного класса в школе №7 нет, ребёнка определили в обычный класс. Конечно, нам предлагали пойти и в школу №4, где коррекционный класс есть. Однако по опыту других мам я знаю, что в школе №4 велика вероятность в итоге оказаться на домашнем обучении, чего я для Жени не желала. Предварительно посоветовалась со знающими людьми, стоит ли так поступать, и было принято решение, что в интересах ребёнка пойти в обычный класс, ему будет правильнее, - вспоминает Вера.

С первыми сложностями семья столкнулась уже в первый месяц учёбы: Вере стали писать другие родители, жаловаться на поведение Жени, рассказывать про то, что он дерётся. Учитель также отмечала, что мальчик неусидчив, всех отвлекает, мешает образовательному процессу.

- При этом в школе есть адаптированная учебная программа для ребят с ОВЗ, есть индивидуальный учебный план, но к сожалению, нет индивидуального подхода. Помимо основной учёбы, Жене полагаются коррекционные занятия по русскому языку, математике, занятия с логопедом, психологом и дифектологом. Расписанные коррекционные часы, по потребности школы, легко отменяются, ничем не заменяются и никогда не восполняются.

Но основная проблема в другом: у ребёнка колоссальная нагрузка. Он отучился в школе, в понедельник, например, у него 6 уроков. В 14.00 он приходит домой, а в 14.30 у него уже начинаются коррекционные занятия в школе. На них он сидит два с половиной часа. При этом, например, обычный урок математики и коррекционный урок математики никак между собой не перекликаются. И учителя на этих занятиях разные. Зачем такому ребенку два русского языка или две математики? После напряженного учебного дня ребёнок приходит домой уставший и обессиленный. В результате, мы отказались от занятий в бассейне и по футболу. Хотя для ребёнка они тоже важны, - резюмирует Вера.

А недавно у Жени произошёл нервный срыв. В школе он сказал, что у него болит голова, медицинский работник его осмотрел и отправил домой.

- Но до дома он не дошёл. Когда я его нашла, он был дезориентирован, не понимал, где находится и сколько сейчас времени. Пять дней отказывался заниматься, - рассказывает Вера.

Учитель старается защищать интересы мальчика, но признаёт, что в коррекционном классе ему было бы лучше.

- У нас в классе грамотный и профессиональный педагог. Женины особенности она понимает, нашла к нему подход. Уважает и мою позицию. Но ребёнку всё-равно тяжело и физически, и морально. Поэтому я намерена довести дело до конца и добиваться создания коррекционных классов в школах микрорайона, - говорит Вера.

«На особом контроле»

Сейчас в коррекционных классах Заречного обучаются 218 детей с ОВЗ. Это 37% от общего числа таких ребят. Больше всего коррекционных классов - 18 - работает в школе №4, 6 классов - в школе №6, 12 классов - в «ЦППМиСП». Но ни одного класса в микрорайоне нет.

Ситуацию с коррекционными классами в Управлении образования держат на контроле и периодически по этой теме проходят совещания. А в начале текущего учебного года был составлен «План мероприятий по созданию специальных условий для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями». Озвучивалось, что до декабря 2022 года управление образования планирует выявить потребность в открытии коррекционных классов, затем определить образовательные организации для таких классов и подготовить кадры. Запустить коррекционные классы хотя бы в ещё одной школе намерены к сентябрю учебного года 2023-2024.

Итак, какие выводы сделали чиновники из обращений Веры?

В министерстве образования Свердловской области отметили, что создание специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, относится к полномочиям органов местного самоуправления:

- Вопрос открытия в 2023-2024 учебном году дополнительного коррекционного класса в школе №7 находится на особом контроле управления образования Заречного. Вопрос создания специальных условий для организации получения образования детьми с ОВЗ, проживающими на территории Заречного, находятся на контроле Министерства образования и был рассмотрен 28.12.2022 на заседании координационного совета по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Свердловской области.

Пока неофициально, но…

В ответ на наш информационный запрос управление образования сообщило, что сейчас ведомство ведёт учёт всех детей с ограниченными возможностями здоровья:

- На данный момент детские сады провели психолого-педагогическую диагностику готовности детей к школьному обучению. Результаты диагностики доведены до родителей для принятия решения. В подготовительных группах детских садов обучается 4 ребёнка с инвалидностью, которые пойдут в 1 класс в будущем учебном году. В настоящее время сделаны предварительные выводы о необходимости открытия в микрорайоне коррекционных классов.

По предварительным результатам, прогнозируется увеличение таких обучающихся, в связи с чем ведется работа по определению образовательной организации, на базе которой в 2023-2024 учебном году будет открыт класс для обучения детей по АООП НОО ЗПР вариант 7.2, по подготовке образовательной среды и педагогических кадров. Окончательные выводы будут сделаны по результатам выданных заключений территориальной психолого-педагогической комиссией. Основные сложности в открытии коррекционных классов связаны с наличием необходимого количества квалифицированных кадров, работающих с детьми с ОВЗ.

А на минувшей неделе появилась информация о том, что решение открыть коррекционный класс в школе №7 уже принято, хотя официальных документов на этот счёт пока ещё нет. Однако в самой школе работа в этом направлении уже начинается.

- Надо отдать должное директору школы Ирине Викторовне Стукало, она не отмахивается от проблемы, понимает потребность в таком классе, и я уверена, она сможет наладить его работу. Надеюсь, её примеру последуют и другие школы микрорайона, - говорит Вера Осташева.

Зачем ребенку с ограниченными возможностями два разных урока русского языка или две разные математики?

До декабря 2022 года УО планировало выявить потребность в открытии коррекционных классов, определить школы для таких классов и подготовить кадры.