Пандемия и мечта

«Зареченская Ярмарка» №25 от 23 июня 2022 г.
Пандемия и мечта

Что делать, если планы на долгожданное путешествие сорвал коронавирус? Как заставить туроператора и турагента вернуть уже заплаченную за отпуск крупную сумму? И как поступить, если это не было сделано вовремя? Можно ли в подобных форс-мажорных обстоятельствах, в которых оказались и заказчик, и исполнитель, рассчитывать на выплату неустойки и штрафа, как того требует закон «О защите прав потребителей»? Расскажем в нашей следующей судебной истории.

Алёна АРХИПОВА

Снежана Торсунова* буквально бредила Испанией. Мечтала вместе с семьёй побывать в Барселоне, понежится на пляже Средиземного моря, своими глазами увидеть горы Пиренеи, знаменитую Сограду и остальные древние достопримечательности. Она планировала поездку целый год: копила деньги, выбирала идеальное время, чтобы ей, мужу и детям было удобно. Наконец, в начале февраля 2020 года, Торсунова заключила с ИП Остроумовой И.Л.*, которая выполняла обязанности турагента, договор о подборе, бронировании и приобретении тура у компании ООО «Туроператор Эверест Тревел Индастриз»*.

Поездка на 11 дней должна была состояться в начале сентября 2020 года. В течение двух недель после бронирования, в феврале 2020 года, Снежана внесла всю сумму - 265 тысяч рублей. А через месяц грянул ковид….

… В Испании с 14 марта начал действовать полный запрет на въезд в страну иностранных граждан. Ростуризм в свою очередь «в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире и в целях обеспечения информирования российских туристов» сообщил, «о запрете с 14 марта 2020 года въезд граждан России на территорию Испании».

На душе у несостоявшейся туристки было горько из-за несбывшейся мечты. Торсуновы на семейном совете приняли решение отказаться от всех поездок на ближайший год…

В конце мая 2020 года Снежана направила по почте в адрес ИП Остроумова И.Л. и ООО «Туроператор Эверест Тревел Индастриз» заявление о расторжении договора о реализации туристического продукта и возврате денежных средств. Фирма получила требование в середине июня, однако официального ответа о его получении Торсунова не дождалась. Именно поэтому в начале июня 2020 года женщина отправила турагенту и туроператору претензию, которая, кстати, была получена в один день с первым требованием. Тогда фирма «Туроператор Эверест Тревел Индастриз» выслала клиентке гарантийные письма. В них туроператор подтвердил получение денежных средств по заявкам, сообщил, что гарантирует сохранность на период до их истребования в установленном в письме порядке. А также указал, что внесённая сумма может быть использована для оплаты нового тура по любому выездному маршруту. В результате своих денег, уплаченных за поездку, которые просила вернуть на основании заявления и претензии о расторжении договора, Снежена Торсунова не дождалась.

В начале 2022 года женщина обратилась в суд. И только тогда, в общей сложности через два года после оплаты несостоявшегося отпуска, туроператор вернул клиентке деньги: основную сумму - в феврале 2022-го и оставшиеся 6 рублей, которые случайно «потеряли» при подсчёте, - в середине апреля 2022 года.

Поскольку денежные средства в установленный законом срок возвращены не были, истица в соответствии с законом «О защите прав потребителей» потребовала взыскать в её пользу 190 800 рублей неустойки за период с 30 июня по 24 июля 2020 года. Также женщина считала, что имеются основания для взыскания с ответчика процентов за пользование денежными средствами в период с 24 июля по 4 февраля 2022 года в общем размере 18 460 рублей и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом. Кроме того она просила возместить ей судебные расходы по оплате почтовых услуг на сумму 1 740 рублей.

Ответчик ИП Остроумова И.Л. возражала. Заверила, что исполняя обязанности турагента, она в полном соответствии с условиями заключенного договора произвела бронирование заявки и оплату туроператору денежных средств. После того, как поступило заявление об аннуляции тура в связи с ограничительными мерами, аннулировала заявку и отправила в адрес ООО «Туроператор Эверест Тревел Индастриз» запрос на возврат денежных средств. Предпринимательница считала, что она является ненадлежащим ответчиком, поскольку ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг в силу действующего законодательства должен нести туроператор, а не турагент.

Ответчик ООО «Туроператор Эверест Тревел Индастриз» на заседание не явился, хоть и был уведомлен надлежащим образом.

Белоярский районный суд (судья Татьяна Пархоменко), изучив доказательства, пришёл к следующему. Гражданский Кодекс РФ и закон «О защите прав потребителей» гласят: договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по туробслуживанию, в соответствии с которым исполнитель (туроператор) обязан обеспечить заказчику (туристу) комплекс туристских услуг. Согласно закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора. При расторжении договора до начала поездки в связи с наступлением таких обстоятельств, как ухудшение условий путешествия, заказчику должны вернуть всю уплаченную им сумму и возместить убытки в 10-дневный срок. За нарушение сроков исполнитель должен уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку. Однако в данном случае отказ потребителя от исполнения договора не был связан с виновными действиями туроператора или турагента. Возникли обстоятельства непреодолимой силы - распространение коронавирусной инфекции, и как следствие, запрет взъезда граждан России на территорию Испании. Взыскание неустойки при установленных обстоятельствах правовыми нормами не предусмотрено.

В связи с возникшей в стране чрезвычайной ситуацией, рядом нормативных актов туристические организации были включены в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики. Туроператарам было официально разрешено в случае расторжения договора по требованию заказчика возвращать только фактически потраченную сумму, но не позднее 31 декабря 2021 года. В то же время исполнители обязаны были уплатить заказчикам проценты за пользование их деньгами по действующей в тот момент ключевой ставке Центробанка РФ за каждый календарный день пользования. Проценты начислялись со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата ему денежной суммы.

Деньги Торсуновой до 31.12.2021 года туроператор не вернул, а значит, проценты должны были быть взысканы. По расчётам суда, данная сумма за период с 24 июля 2020 года по 22 февраля 2022 года составила около 18 400 рублей. Также ответчик обязан был заплатить и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Это ещё 9 200 рублей. Требования истицы в возмещении почтовых расходов также подлежали удовлетворению. И, согласно всё тому же закону «Об основах туристской деятельности в России», ответственность перед пострадавшей за неисполнение своих обязанностей, предусмотренных договором, нёс именно туроператор, в данном случае - ООО «Туроператор Эверест Тревел Индастриз».

В результате исковые требования Снежаны Торсуновой были удовлетворены частично. С ООО «Туроператор Эверест Тревел Индастриз» в её пользу были взысканы проценты за пользование суммой, уплаченной за туристский продукт, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя и судебные расходы по оплате почтовых услуг - в общей сложности около 29 300 рублей. В удовлетворении требований истицы к ИП Остроумова И.Л. было отказано.

В данный момент решение вступило в законную силу.

*Персональные данные изменены.

Женщине удалось вернуть деньги за несостоявшуюся поездку только через два года.