Путешествие в Зазеркалье

«Зареченская Ярмарка» №20 от 19 мая 2022 г.
Путешествие в Зазеркалье

Второй день XII Уральского медиафорума проходил на территории гипермаркета «Сима-ленд». Эта площадка была выбрана неспроста. «Сима-ленд» - самая крупная торгово-производственная компания федерального уровня в России и самая закрытая, пояснила заместитель генерального директора компании Анастасия Лукичёва. Принципы её работы, корпоративные традиции, общение с сотрудниками всегда были недоступны для посторонних и оттого вызывали у окружающих, особенно у представителей СМИ, неподдельный интерес.

29 апреля «Сима-ленд» впервые приоткрыл завесу своей тайны перед журналистами. Увиденное журналистов «Ярмарки» сильно впечатлило и даже шокировало. Но обо всё по порядку.

Алёна АРХИПОВА

Страна чудес

Увидев перед собой громадный бело-синий ангар с рекламными баннерами и растяжками, множеством входов и въездов, местами для разгрузки товара, где стояли многотонные фуры, журналисты и столичные гости Медиафорума решили, что встреча пройдёт в оптовом торговом центре. Однако войдя внутрь, мы оказались в параллельной реальности, будто попали в страну Зазеркалье Льюиса Керролла.

… Холл поражал буйством красок, золотом отделки и огромной хрустальной люстрой, и напоминал ресепшн пятизвёздочного отеля. И это было лишь начало. Второй этаж, где располагались так называемые «офисные» помещения и находились работники, поглотил своими масштабами. Офисы «Сима-ленда» - это огромные залы размером с две, а то и с четыре зареченских площади Победы. Дойдёшь до конца одного зала и сразу попадаешь в другой. В каждом таком помещении расположены многочисленные столы для сотрудников с кучей офисной техники, работают там до двух сотен человек. Мы попробовали сосчитать, сколько же всего таких залов и сбились со счёта.

Дизайн интерьера офисных помещений приводит в замешательство. Полное смешение архитектурных стилей и в материалах, и в освещении, и в мебели, и в декоре. Только что ты шёл по сверкающему мраморному полу с широкими золотыми полосами, как вдруг оказался внутри малахитовой шкатулки с цветочным орнаментом. Поднимаешь глаза, а перед тобой авангардные рукописные панно и световые короба с изображением собора Василия Блаженного и Нью-Йорка. Чуть отвернулся и перед тобой уже стена в виде задника кровати Людовика XIV. Не успеешь разглядеть античные колонны, как взгляд «прилипает» к Эйфелевой башне, которая выполняет функцию несущей опоры здания. Захотел присесть на ампирный диванчик, как вдруг углядел винтажную кровать. Рядом и иконы, и чугунный конь из Каслинского литья в полный рост, и золотой бык, и настоящий «Запорожец» тоже золотого цвета. Копия статуи Венеры Милосской чёрного цвета облита красной краской. И так повсюду, каждые несколько метров натыкаешься на что-то новое и совершенно неожиданное.

К обилию света в «Сима-ленде» надо тоже долго привыкать - кругом бьют в глаза множество всевозможных светильников - от встроенных и светодиодных, до мощных люстр и гирлянд, которые используют для уличной световой иллюминации. И, кстати, производственные помещения: раздевалки, подсобки, переговорные комнаты, туалеты не отстают от основных залов - здесь тоже всё в золоте, сверкании и блеске. В общем, одна сплошная фотозона…

Молодые и вежливые

Для сравнения: на Белоярской АЭС трудятся 3 тысячи человек, а в «Сима-ленде» количество сотрудников достигает 12 тысяч. Если вспомнить многочисленные залы размером с футбольные поля, заполненные работниками, легко верится. Каждый зал - это один отдел, которые сотрудники между собой называют «департаментами». Есть у них департамент игрушек, департамент оптовых продаж, департамент маркетинга и так далее.

В каждом департаменте есть и так называемый «офисный планктон», и служба охраны, и уборщики. Подразумеваем, что специально для журналистов в день проведения медиафорума работали проводники-экскурсоводы - девушки модельной внешности в деловых костюмах, которые помогали добраться до нужного места и вежливо отвечали на разные вопросы, при этом ловко уходили от неудобных тем.

Персонал в основном молодой. Удивило, что и девушки, и парни 20-30 лет, как по команде, приветливо улыбались всем и со всеми здоровались.

У каждого сотрудника есть униформа. И это не одинаковые шарфики и не деловой стиль а ля «белый верх, чёрный низ». Это чёрные толстовки с золотым гербом России на спине и триколором на рукаве. Кто-то одет в такую же футболку и чёрную кепи с золотым шитьём. При этом ПСР (Производственная Система Росатома, когда всё должно быть строго на своих местах и подписано) на рабочих местах у сотрудников “Сима-Ленда” нет. Любой может оформить свой стол и монитор по своему вкусу.

Запомнился нам и сам основатель компании, предприниматель и миллиардер Андрей Симановский, который периодически появлялся в залах. Вопреки ожиданиям коллег-журналистов, он не выглядел как король Людовик - без парчового камзола и без золота. Был одет в классические брюки и белую рубашку и вообще мало привлекал к себе внимание.

Зарядки, гимны, акции

Внутренние традиции компании вызывали больше всего слухов, мол, его сотрудники поют каждый день гимн России, собираются на тренинги и вообще ведут себя, как сектанты. Так что мы морально были готовы ко многому, но, как выяснилось, не ко всему.

…Ровно в 12.00 заиграла громкая музыка, люди встали со своих мест и… начали играть в мячи. В шаговой доступности от рабочих мест - всевозможные настольные игры, бильярдные столы, игровые автоматы. После на большой сцене, которая была расположена тут же, в зале, появились аниматоры и начали показывать движения, а толпа сотрудников, в которой было не меньше тысячи человек, стала эти движения под музыку повторять. Зрелище и странное, даже пугающее, и завораживающее одновременно. Кто-то из журналистов поддался всеобщему порыву и присоединился к действию. Однако нас поразило другое: на лицах сималендовцев не было никаких эмоций - они делали движения, будто роботы…

Через 10 минут зарядка закончилась, народ разбрёлся, кто куда, и вдруг заиграла ещё одна мелодия - песня группы «Ленинград» «Дорожная (Ехай нах…)» с ярко выраженной ненормативной лексикой. Более осведомлённая наша коллега, у которой в «Сима-ленде» работала дочь, пояснила, что все эти мероприятия - физическая и психологическая разгрузка, которая в таком большом коллективе с очень напряжёнными условиями труда сотрудникам просто необходима.

Для положительного эмоционального климата работников, действительно, делается много. Каждому имениннику, которых за день набирается прилично, делают видеопоздравление, выводят его портрет на большие экраны, дарят подарки. Внутри департамента люди несколько раз в день собираются вместе, делятся успехами отдела и его сотрудников и хлопают друг другу. Любой желающий может сходить на личностный тренинг, медитацию, или с хорошей скидкой посетить спортзал.

Разрешено ездить между департаментами на самокатах - площади позволяют. А ещё, как минимум раз в месяц, перед работниками компании выступает с концертом какая-нибудь приглашённая звезда. В день медиафорума на вечернем концерте пел лидер группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов.

В то же время начальство строго отслеживает, кто и как работает. В каждом отделе установлены многочисленные экраны, на которые выводятся рейтинги: результаты работы, успехи и неудачи каждого человека или департамента. Кроме того каждый сотрудник обязан участвовать в корпоративных акциях, общественных мероприятиях сверхурочно.

Увиденное оставило у нас двойственное впечатление: золотая клетка, внутри которой всё позволено, но с крепко закрученными гайками.

Культурный шок

Доказательств патриотизма в «Сима-Ленде» не просто много, а очень много. Портреты президента Путина в каждом отделе, на каждом большом экране. Российский гимн по утрам, государственная символика в корпоративной одежде, триколоры на каждом рабочем столе. Знаменитые символы V и Z можно найти везде, в том числе и на флагах с корпоративными слоганами и лозунгами, например, «Работайте, братья Z!» и «Zадача будет выполнена!». Это действительно команда PUTIN TEAM.

Культурный шок от всего этого блеска, золота, серебра и света, громкой музыки испытали все присутствующие журналисты. Вот лишь некоторые отзывы:

- Здесь, как в музее!

- Я бы тут жить осталась, как в фильме.

- Мне здесь не по себе. Очень похоже на секту. Не мудрено, что тут такая текучка.

- Как можно в таком шуме сосредоточиться и работать? У меня голова разболелась. Я бы здесь точно не смогла.

Нам же подумалось: “Сима-Ленд”, это не просто бизнес, это искусство. И, как любой вид искусства, - на любителя.