Душа камня

«Зареченская Ярмарка» №20 от 19 мая 2022 г.
Душа камня

Чтобы создать шедевр из натуральных камней, нужно не только знать их особенности и свойства, но и пребывать в гармонии с собой и с миром. Именно так работает мастер по созданию украшений из натуральных камней Галина Шафранова.

Алёна АРХИПОВА

- Любовь к камням у меня с детства, - рассказывает Галина. Моя мама была учителем географии. А в советских школах кабинеты географии всегда были не хуже настоящего музея: с картами, чучелами птиц и животных, коллекциями мхов, растений и, конечно, минералов. Часть горных пород, отдельных кристаллов или друз, стояла на виду, в шкафах, а остальные богатства хранились в кладовке у учителя. Я приходила к маме на работу, и пока она вела уроки, долго рассматривала все эти «сокровища». После много читала о разных камнях, об исследованиях, экспедициях, в которых добывали минералы, мечтала всерьёз этим заниматься. Однако чашу весов перевесила другая благородная цель: восстанавливать, поддерживать справедливость в обществе. В результате получила высшее юридическое образование и 30 лет отработала в полиции, сейчас являюсь ветераном МВД. Тем не менее, всё это время меня не оставляло чувство, что я занимаюсь не тем. Камни никогда не покидали моего сердца, а изделия из них, особенно украшения, завораживали.

Завершая карьеру в 2009 году, я познакомилась с женщиной из Якутии, которая по роду деятельности была связана с минералогией, с добычей камней. От неё узнала, где проходят выставки камнерезного искусства, она познакомила меня с нужными, проверенными людьми, у которых можно приобрести сырьё.

Геологи, камнерезы всегда были особой кастой людей, которая обладает уникальными знаниями. Они знают все уральские месторождения, знают особые секреты добычи минералов. Долгое время эти ребята и их мастерство были скрыты от широкой общественности, особенно пока в России действовала уголовная статья за незаконное предпринимательство. Только когда её отменили, мастера по камню стали заявлять о себе. И мне посчастливилось заглянуть в их мир: пообщаться, узнать больше о минералах, их свойствах, завязать партнёрские связи. Так я осуществила свою давнюю мечту, применила, наконец, творческую жилку, жившую во мне с детства, - стала делать украшения из натуральных камней.

Подвесы-галстуки, чокеры (короткое ожерелье вокруг шеи), колье, сотуары, браслеты-трансформеры, серьги, целые комплекты. На кожаных шнурах, на ювелирном тросике, на специальной проволоке «мемори». Из турквенита, кварца, сердолика, турмалина, агата, змеевика, хрусталя, аметиста и много из чего ещё. Изделий у Галины Шафрановой за 12 лет её увлечения великое множество. Каждое украшение, созданное мастерицей, уникальное, всегда в единственном числе. И почти у каждого есть своё имя.

- Я собираю изделие из заготовок. Работаю только с натуральными камнями. Настоящие минералы неоднородны, неординарны, и тем интересны. Каждая моя работа - это приключение.

Процесс создания украшения начинается с выбора материала. В первую очередь, выбор камня, его формы зависит от настроения, ну и от пожеланий человека, если работаю на заказ. Затем подбираю под него фурнитуру, аксессуары, символы. Интересно использовать для будущего украшения не только камни, но и другие материалы: бусины, фигурки, подвески из металла, кокоса, дерева, коралла, фарфора, янтаря, кожи, барочного речного жемчуга или искусственного жемчуга «майорики». Органично вписываются в концепцию украшения бусины в технике «лампворк» - это художественная обработка стекла в пламени горелки. Самый необычный материал, с которым работала - игла ископаемого морского ежа.

В любом случае стараюсь выбирать авторские изделия. Тщательно обдумываю образ будущего украшения, его стиль: будет ли это «бохо», минимализм, эклектика, «этно» или же классика. Важна также форма, общий вид, например, симметрия или асимметрия. Редкие случаи, когда набирала украшение сразу. Сначала я раскладываю будущее колье или браслет на столе. Бывает, общая картина складывается за полчаса, а бывает - за неделю. И чаще всего в процессе нанизывания концепция изделия меняется.

Когда всё готово, придумываю названия: «Краски осени», «Золотая осень Селигера», «Лето красное», «Королевишна». Всё зависит от образа изделия, его характера, изюминки. Есть этно-колье «Волчье солнышко» из турквенита и шунгита с подвеской из крымской гальки, на которой выполнена резьба по камню. У колье «На солнечной поляночке» в центре лаковая миниатюра на дереве, сделанная мастерицей из Нижнего Тагила Галиной Торкотюк. Есть украшение «Чемпионка» с маленькой лошадкой из гематита.

Мастерица признаётся, что создавая украшения, действует интуитивно, чувствует камни, их энергетику. Считает, что в этот момент обязательно нужно быть умиротворённой, довольной своей судьбой и миром, иначе ничего не получается.

- У каждой женщины должно быть свое украшение, - продолжает наша героиня. - Кстати, вкусы уральских модниц отличаются от вкусов дам из центральной России. Москва и Санкт-Петербург любят уникальные яркие вещи, не боятся выделяться, поэтому и выбирают изделия эксцентричного стиля бохо, эклектику. Урал консервативен, наши женщины предпочитают классику, минимализм, и украшения «как у всех». Несмотря на то, что здесь живут красивые, статные женщины, которые хороши в любом возрасте, покупают украшения дамы от 30 до 45 лет. А те, кто постарше убеждают себя, что надевать красивые вещи им уже некуда.

Галина Шафранова - человек особого склада характера. И, как любой свободный творец, не может работать в определённых рамках.

- Во время работы стараюсь придерживаться важных принципов. Например, следует знать, что у каждого камня свои свойства, своя энергия - с разными видами лучше работается в разное время суток. Какие-то минералы несовместимы. Если человек собирается использовать украшение, как талисман, после изготовления ему необходима очистка. В то же время не стоит зацикливаться на том, что определённые камни подходят определённым знакам зодиака, ведь люди используют украшения с разными целями. Бывает так, что вещь получилась красивая, но своего хозяина найти не может. Меня это не расстраивает, храню их, любуюсь, ведь все они были сделаны с любовью, и каждого есть душа.