Смотрящий по Заречному

«Зареченская Ярмарка» №14 от 07 апреля 2022 г.
Смотрящий по Заречному

Вымогательство подразумевает передачу материальных ценностей под действием угроз. Иными словами, моральное давление одного человека на другого для получения первым финансовой выгоды. Многие, сталкиваясь с вымогателем, теряются, не знают, что делать, идут на поводу у преступников, чем только разогревают их интерес…

Подготовила Алёна АРХИПОВА*

На экзамене по особенной части Уголовного права в юридическом институте мне как раз и достался вопрос о вымогательстве. По факту же до начала 90-х годов таких преступлений у нас не было. Зато в дальнейшем вымогательство стало одним из основных противоправных деяний в судебной практике.

Вспоминаю, как такие дела рассматривались в суде. Большой зал Белоярского районного суда каждый раз был полон «сочувствующих» ребят спортивного вида. Некоторые потом и сами оказывались на той же скамье подсудимых по такому же обвинению. Это сейчас есть судебные приставы, контролирующие порядок в судебном заседании, а тогда суд оставался открытым и без охраны. Так что психологическая составляющая во время процесса была ещё та…

Благодаря слаженной работе правоохранительных органов и суда мы смогли пресечь рост подобных преступлений в Заречном и Белоярском. Случаи вымогательства стали единичными. Об одном таком, совершенном в 2011 году, я и хотел бы рассказать.

«Просьба»

Не секрет, что лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, порой, обходят запрет на пользование сотовыми телефонами. Вот и Алексей, находящийся по приговору суда в колонии, в августе 2011 года позвонил ночью своей знакомой, которая в тот момент была в ресторане. Девушка в ходе телефонного разговора передала трубку своему приятелю Александру. В результате разговор двух мужчин закончился взаимными оскорблениями.

Очередной звонок Алексей сделал на следующий день- на этот раз связался со своим другом Михаилом. Он был когда-то судим за вымогательство и на тот момент в криминальных кругах считался «смотрящим» города Заречный. Алексей попросил Михаила встретиться с Александром и «разъяснить» ему, что нанесённое оскорбление может выйти боком. Михаил согласился выполнить «просьбу» и решил использовать ситуацию с выгодой для себя.

«Приветы»

Днём 7 августа 2011 года мужчина увиделся с Александром возле общежитий на улице Ленина и передал ему «привет» с угрозами от ночного собеседника. Он также заявил, что молодой человек должен отдать ему новую бытовую технику, которую специально возьмёт в кредит. При этом Михаил предупредил: если требование не будет выполнено, ему не поздоровится. Пригрозил Александру физической расправой и уехал.

Через неделю, 15 августа, состоялась очередная встреча на улице Курчатова. Михаил, продолжая свои преступные действия, предъявил Александру новое требование. Заявил, что тот должен взять в банке кредит. Когда Саша отказался, мужчина пригрозил: «Тогда будет больно твоей беременной бабе. Подумай хорошенько!»

Дальше ненавистные звонки продолжились. Александр перестал брать трубку.

«Последний срок»

Однако вскоре Михаил его нашёл и обозначил «последний срок»: «должник» обязан передать ему 20 000 рублей до конца августа. После вымогатель практически каждый день «бомбил» молодого человека звонками или навещал. И каждый раз сыпал угрозами, настаивал, что в его интересах «вернуть» деньги, или горько пожалеет.

В назначенный срок Михаил позвонил Александру снова. Тот сказал, что готов отдать 12 000 рублей. Встречу назначили в гаражном кооперативе «Дальний». Вымогатель приехал туда на машине вместе со своими знакомыми. Александр вынужден был передать ему в руки указанную сумму. Однако сразу же после получения денег Михаила задержали сотрудники полиции. В ходе личного досмотра у него были обнаружены и изъяты 12 000 рублей, которые отдал Александр. Оказывается, мужчина решился обратиться в отдел УФСБ, где и рассказал о совершаемом в отношении него вымогательстве.

«Несознанка»

Михаил ни в ходе следствия, ни в суде виновным себя в совершении вымогательства не признал. При этом он не отрицал, что требовал Александра отдать бытовую технику или деньги, предлагал ему взять кредит, купить на него аппаратуру. Всё для того, чтобы тот избежал неприятностей за оскорбление людей, находившихся в местах лишения свободы. Мужчина считал, что таким образом он помогает Александру. При этом не скрывал, что пугал парня, что за оскорбление его могут вывезти в лес и сломать позвоночник. По его мнению, это был всего лишь совет, как избежать неприятностей, а не конкретные угрозы. Получение денег от Александра Михаил не оспаривал.

Потерпевший в судебном заседании пояснил, что все угрозы, высказанные Михаилом в его адрес и адрес беременной сожительницы, он воспринимал реально. Всерьёз опасался за жизнь и здоровье своё и девушки, поэтому и обратился в правоохранительные органы. Заверил, что до произошедшего с Михаилом знаком не был, и никаких денежных средств ему не задолжал. Его показания подтвердились и иными доказательствами.

Защита же подсудимого настаивала: раз, по показаниям потерпевшего, Михаил совершал инкриминируемые ему действия на протяжении длительного времени, значит, ни угроз, ни противоправного поведения не было. Также правоохранительные органы специально растягивали время, чтобы собрать против Михаила как можно больше эпизодов.

Реальность

Суд отнесся к данным доводам критически. Указанные противоправные деяния, действительно, совершались в течение месяца. Однако потерпевший изначально все высказанные угрозы применения насилия со стороны Михаила, воспринимал реально, опасался их применения. Он пытался не отвечать на звонки подсудимого, но тот всё равно его находил, а не наоборот. Наконец, потерпевший в конце августа 2011 года записал на диктофон разговор с Михаилом, где чётко слышно, как тот незаконно требует от него деньги. После этого Александр обратился в УФСБ.

Как было указано в приговоре, вымогательство, считается оконченным преступлением с момента предъявления требования о передаче имущества и высказывания потерпевшему угрозы. При этом наступления последствий в виде передачи имущества или денег не требуется. Значит, чтобы привлечь Михаила к уголовной ответственности за незаконные действия, правоохранительным органам не имело смысла фиксировать несколько эпизодов, составляющих одно преступление. Сразу же после того, как Александр обратился с заявлением в органы, были приняты меры для пресечения преступной деятельности подсудимого.

Колония

С учетом представленных суду доказательств Михаил был признан виновным в вымогательстве, то есть требовании передачи чужого имущества под угрозой применения насилия. За совершение данного преступления, предусмотренного ч.1 ст. 163 УК РФ, его лишили свободы сроком на 3 года 6 месяцев и обязали выплатить штраф в 20 000 рублей в доход государства. Местом отбытия наказания стала исправительная колония строгого режима.

Вымогательство- преступление, которое часто ставит жертву в ступор и заставляет её идти на поводу у злоумышленника. Этого делать не стоит. При появлении первых признаков такого противоправного деяния нужно собрать доказательства и идти в полицию или обращаться в ФСБ. Александр так и поступил, и преступная деятельность вымогателя и была пресечена.

Председатель Заречного районного суда

в отставке Николай МУСАФИРОВ