Там у вас внутри каверза спрятана

«Зареченская Ярмарка» №12 от 24 марта 2022 г.
Там у вас внутри каверза спрятана

16 марта на Публичные слушания был вынесен вопрос об увеличении территорий многоквартирных домов, которые впоследствии могут обслуживаться за счёт жителей. Сюда попали и разваленные детские площадки, и лесопарковые зоны, и внутридворовые проезды - многое из того, что раньше обслуживалось за счёт городского бюджета. Жители такой подход не поддержали.

Юлия ВИШНЯКОВА

Три изменения

Оповестили население о проведении Публичных слушаний по всем правилам - так, чтобы у жителей и СМИ было минимум шансов о них узнать. Но неожиданно сработало сарафанное радио и на слушания пришли 46 человек. Сотрудники администрации, которые обычно становятся главными участниками и голосовальщиками на подобных мероприятиях, оказались в значительном меньшинстве, чего явно не ожидали.

- Чтобы заранее внести свои предложения, мы должны с проектом ознакомиться, а для этого по крайней мере пройти мимо вашей доски объявлений (на крыльце администрации), или взять где-то ваши бюллетени (официальное печатное издание Заречного) или каждый день заходить на сайт администрации, чтобы, не дай бог, каверзу не пропустить. Мы об этом буквально вчера случайно узнали! Вы должны были в газеты дать объявление, на каждом доме разместить информацию, чтобы люди пришли, - высказалась участница слушаний.

- Это технически невозможно, - возразил начальник отдела архитектуры Александр Поляков.

Основные изменения, которые надо было обсудить на слушаниях, касались Правил благоустройства Заречного. Всего таких изменений - три. Это придание нормативно-правового статуса подготовленному в прошлом году дизайн-коду Заречного, который станет обязательным приложением к правилам благоустройства; второе- «определение границ прилегающих территорий» и третье - содержание этих новых прилегающих территорий.

Дизайн-код города

Дизайн-код устанавливает требования к благоустройству города, формирует рекомендации по подбору различных элементов малых архитектурных форм, регламентирует принципы озеленения. Так, например, в нём установлен рекомендованный ассортимент деревьев, кустов и трав, которыми можно засевать газоны в Заречном, чтобы они лучше росли в нашем климате. Дизайн-код устанавливает требование к материалам при отделке фасадов; приводит параметры цветовых сочетаний; формирует рекомендации по архитектурной подсветке зданий. Есть раздел и по типологии носителей - вывески, баннеры и так далее. Разработаны правила по оформлению и размещению вывесок, вплоть до шрифтов. Все эти новшества были сделаны Фондом «АТР АЭС» и Агентством стратегических инициатив (АСИ), которые обещали обсудить их с широкой общественностью. Однако обсуждался ли этот проект с кем-либо, неизвестно, а на Публичных слушаниях был представлен его конечный вариант. Соответствовать новым правилам должны будут только новые объекты, новые фасады и вывески. И то, если дизайн-код примут депутаты Думы.

Новые границы прилегающих

территорий

В градостроительном кодексе понятие прилегающей территории появилось в 2018 году. Это территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку. Тогда же было установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Именно так у муниципалитетов появилась возможность переложить финансовое бремя содержания тропинок, парковок, детских площадок и даже лесочков на плечи жителей. Чиновники Заречного поспешили это сделать.

Как пояснил главный архитектор Александр Поляков, в нашем городе границы прилегающих территорий были определены для 70 объектов: это и многоквартирные дома, и коммерческая недвижимость. Но в дальнейшем работа будет продолжена. По словам чиновника, установить границы муниципалитет обязан согласно федеральному закону №131 и областному закону №140.

- При определении границ мы руководствовались следующими требованиями: внутренняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границе здания, строения, сооружения, внешняя часть - по границам земельных участков уже установленным, или по границам, закреплённым с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения - это может быть край проезжей части или какая-то дорожка, или проезд внутридворовой, например. Действующее законодательство обязывает органы МСУ определять границы прилегающих территорий и утверждать их в Правилах благоустройства, - отметил Поляков.

Таким образом, большинство многоквартирных домов Заречного вместе с новыми границами прилегающих территорий получают «в дар» и дорожки, и парковки, и детские площадки, и многое другое, что ранее обслуживал муниципалитет.

В чём каверза?

Присутствующие жители, среди которых было много коммунальщиков, хотели понять главное: не станут ли эти дополнительные территории дополнительным финансовым бременем для населения?

- Да, потом, в перспективе, эта территория будет обслуживаться собственниками тех объектов недвижимости, к которым земля перейдёт. Я отвечаю за зонирование территории, вопросы уборки и содержания не входят в мои компетенции. Сейчас не идёт речь о том, чтобы обязать собственников содержать эти территории. В дальнейшем эти отношения могут регулироваться различными соглашениями между физическими, юридическими лицами и администрацией Заречного, на этом этапе можно будет говорить о разграничении обязанностей по содержанию территорий, - заявил Поляков.

Таким образом, все присутствующие поняли, что бремя обслуживания новых территорий ляжет на жителей. А регулировать его будет некое соглашение.

- Мы дополняем Правила благоустройства абзацем: «Лица, ответственные за содержание прилегающей территории, перечень видов работ по содержанию прилегающей территории, определяются соглашением о содержании прилегающей территории, заключаемым физическими и юридическими лицами с администрацией городского округа Заречный». В этом вся соль. Почему бы в проекте не сделать приложение в виде типового соглашения по содержанию прилегающих территорий? Чтобы не было недомолвок: кто? почему? за какие деньги? - предложил депутат Дубровский.

На это Поляков объяснил, что прежде чем разработать типовое соглашение, должен быть разработан документ, регламентирующий заключение такого соглашения - постановление или распоряжение администрации.

- Но ведь как только мы проголосуем за разграничение этих территории, мы будем обязаны их содержать! Что будем с этими территориями делать? Дайте типовой проект.

Ведь сейчас такое время тяжёлое, а вы нам ещё больше обязанностей добавляете! Придётся дополнительно дворникам вывозить снег, дороги приводить в порядок, которые вы не отремонтировали, разваленные детские площадки на наши плечи взвалите. Вы долдоните одно и то же: «Принять проект», но там у вас внутри каверза спрятана, - резонно заметила одна из жительниц.

- Я делаю Вам замечание. Я не «долдоню», а объясняю суть проекта. Попрошу быть менее эмоциональной. Я ведь тут не для того, чтобы выслушать все ваши проблемы… - резюмировал Поляков.

Зайдя таким образом в тупик, перешли к голосованию: «за» то, чтобы рекомендовать Думе принять проект в представленном виде, проголосовали 6 человек, 8 воздержались, остальные были против.

Теперь наступает очередь депутатов. По неофициальной информации, со многими из них администрация уже провела «разъяснительную» работу. Однако даже лояльные к власти народные избранники посчитали неправильным решение переложить бремя содержания муниципальных территорий на простых граждан. Посмотрим, не поменяют ли они своего мнения к моменту голосования. Особенно теперь, когда простые жители чётко сказали: «Нет!».

Даже если прилегающая территория будет содержаться на средства жителей, распоряжаться землёй на своё усмотрение они не смогут. Пункт 9.7. проекта гласит: «Соглашение о содержании прилегающей территории не влечёт перехода права владения или (и) пользования прилегающей территорией к лицам, осуществляющим её содержание.». То есть чиновники оказываются в выигрыше дважды.