Песня про вечно тощий бюджет

«Зареченская Ярмарка» №43 от 28 октября 2021 г.
Песня про вечно тощий бюджет

Скоро новым депутатам Заречного предстоит принять бюджет города на 2022 год,

однако исполнить наказы избирателей очень проблематично.

Бюджет - это важнейший документ, определяющий жизнь Заречного на 2022 и плановый период на 2023-2024 годы. Однако в последнее время внести свои предложения в этот самый бюджет депутатам практически не удаётся. «У нас формируется бюджет функционирования без задела на развитие, обсуждать нечего», - считает глава Захарцев, имея в виду, что денег очень мало и ни на что не хватает. Таким образом, несмотря на то, что уже 10 лет в городской бюджет поступают огромные дополнительные средства Росатома, депутаты лишены возможности исполнить наказы избирателей. Однако правильна ли такая позиция?..

Юлия ВИШНЯКОВА

Два чтения, одно слушание… и ноль внимания

Перед принятием бюджет проходит через определённую, строго регламентированную процедуру. Проект бюджета местная администрация начинает готовить заранее. Затем местная Дума должна за этот проект проголосовать. В первом чтении его принимают за основу. Утверждаются базовые параметры: доходы, расходы, предельный дефицит/профицит. Затем принимается решение о публикации документа и назначении Публичных слушаний. На этапе слушаний все желающие могут ознакомиться с проектом бюджета, задать вопросы, внести свои предложения и замечания. И, надо сказать, немногочисленные горожане слушания по бюджету посещают. Однако результаты всегда носят рекомендательный характер, а эти предложения населения, как правило, игнорируются. Фактически ко второму чтению бюджет остаётся прежним, и депутаты голосуют за него окончательно.

В прежние годы депутаты спокойно участвовали в работе по формированию бюджета через так называемые согласительные комиссии. В том числе могли на этих комиссиях внести какие-то свои предложения, иногда полученные в виде наказов от избирателей. Наверное, для этого мы с вами и выбираем депутатов - чтобы они учитывали мнение населения. Однако в последнее время депутатам остаётся только поднимать руки «за», а их замечания чаще всего остаются без внимания.

«Схема отказа» народным избранникам работает не первый год. На первом слушании бюджета им говорят, что менять что-то сейчас не стоит - ведь утверждаются только общие параметры бюджета, надо просто принимать проект в первом чтении, а к моменту второго чтения тем парламентариям, кто не увидел свои предложения и замечания в бюджете, авторитетно сообщают: «А теперь что-то менять уже поздно. Публичные слушания прошли. Сроки принятия бюджета горят. Вы же не хотите подводить город…»

И обсуждать нечего!

Депутат прошлого созыва Виталий Ваганов отмечал, что «по итогам 2020 года влияние Думы на жизнь города было особенно слабым: под предлогом пандемии нас отстранили от участия в формировании бюджета».

- Сейчас депутатов, которые официально представляют народ в отношениях с исполнительной властью, не приглашают на согласительные комиссии по корректировке бюджета. Депутатские проекты, о которых мы радеем не первый год и на которые давно должны быть заложены средства, власти продолжают тормозить, сдвигать, откладывать, - возмущался Ваганов.

Не согласен с существующим порядком и депутат Константин Дубровский.

- Когда мы выносим свои предложения, чиновники нам говорят: если местные депутаты предлагают где-то что-то убрать, то пускай они найдут, где это добавить. Но посмотрите: ни в законе, ни в бюджетном кодексе ни слова не написано о том, что депутат должен взять и в цифрах высчитать, откуда взять и куда добавить. Для этого существуют финансовые органы, разработчики бюджета! - негодовал Дубровский.

Самым показательным моментом диалога власти и депутатов можно считать 2019 год, когда народные избранники обсуждали, нужно ли тратить 8 млн рублей на покупку помещения бывшего банка, 7 млн рублей на ремонт фасада администрации, а 5 млн - на благоустройство территории возле памятника Петру и Февронии. Тогда Ваганов, Дубровский и Ведерников высказались против такого расходования бюджетных средств. Эту позицию они озвучили и на первом чтении проекта бюджета, обсудили ситуацию на встрече с жителями, а потом повторили своё мнение и на публичных слушаниях. Однако к заключительным, вторым слушаниям бюджета, предложения депутатов так и не были учтены. Глава Захарцев объяснил это так: «По вашим предложениям я комментарии давал и на первом чтении, и на слушаниях. Протоколы имеются. Что ещё требуется?». Председатель Думы Андрей Кузнецов добавил: «Предложения учитывались, но администрация имеет право принять их или нет». Кроме того, впервые глава откровенно признался, что мнение населения его если и волнует, то не слишком:

- Какие наказы народные вы не донесли до нас? Что конкретно? Вам избиратели сказали не покупать это помещение за 8 миллионов? - напирал Глава.

- А Вам наказали покупать? - парировал Ваганов.

- А меня не избирали, - огорошил Захарцев, очевидно намекая на то, что ни депутаты, ни жители ему не указ.

В 2020 году, в ответ на замечание Дубровского о том, что «мнение и пожелания депутатов не спрашивали, я буду голосовать против такого бюджета», Захарцев парировал:

- Когда мы видели, что бюджет наполняется и в нём есть средства на развитие, такие комиссии были нужны. Когда мы видим, что у нас формируется бюджет функционирования без задела на развитие, то и обсуждать нечего.

А у других обсуждают…

Между тем, в положении о бюджетном процессе чётко прописано, что «при планировании бюджетных ассигнований депутаты Думы городского округа Заречный вправе принимать участие в работе заседаний по вопросам планирования, при этом о дате и времени заседаний администрация городского округа заблаговременно (не позднее чем за 3 рабочих дня) уведомляет Думу городского округа Заречный. Депутаты Думы вправе вносить свои предложения в форме решений Думы ГО Заречный, решений комиссий, обращений депутатов, которые учитываются при планировании бюджетных ассигнований».

Интересно, что подобная практика вызывает удивление у наших коллег-журналистов, которые также являются депутатами местных дум. Вот лишь несколько мнений.

Сергей Озорнин, главный редактор газеты «Камышловские известия», Камышлов:

- Депутаты Думы Камышловского ГО активно участвуют в обсуждении проекта бюджета, вносят какие-то свои предложения. Официально по регламенту в заседании согласительной комиссии муниципальной должны принимать участие председатель Думы, зам и четыре председателя думских комитетов. Но буквально на этой неделе начальники ГРБСов (главные распорядители бюджетных средств) согласились провести для депутатов специально согласительные комиссии.

Ирина Летемина, редактор газеты «Маяк», Сысерть:

- В нашем муниципалитете депутаты в согласительных комиссиях участвуют. В депутатском чате в whatsapp нам дают расписание согласительных комиссий. Как правило, депутаты территорий приезжают обсудить вопросы своего округа. Ну, или профильные, к примеру, по образованию, культуре, спорту… Я обычно стараюсь присутствовать на всех комиссиях. Конечно, большая часть бюджета незыблема: положена зарплата школам-садикам, коммунальные платежи, ещё какие-то обязательные вещи - их не подвинешь. Заключён контракт на уличное освещение, реконструкцию дороги - тоже не тронешь. Но та малая часть, которая пойдёт уже не на «пропитание», образно говоря, а на развитие - тут можно какие-то инициативы обсудить. Вот для примера, осенью 2018 при формировании бюджета Сысерти на 2019 год на согласительной комиссии предусмотрели средства для привязки типового проекта школы в Щелкуне по инициативе депутата с территории Алексея Бондарева. Изначально денег на эту программу не закладывалось, но комиссия поддержала. И финансисты изыскали возможность.

Ещё у нас есть перечень депутатских наказов. Каждый депутат, когда житель обозначил ему какую-то проблему, звонит в аппарат думы, специалисты думы её обрабатывают, передают в профильный отдел администрации, получают ответ (промежуточный или окончательный), вносят всё это в таблицу, которая обновляется и периодически сбрасывается депутатам. Раз в год обсуждаем: что можно сделать по ним, что нет, что в долгой перспективе, что быстро. Для примера: установить светофор на перекрёстке, оборудовать пешеходный переход, сделать тротуар, мост…

Нам же, жителям Заречного, остаётся лишь надеяться на то, что новый состав Думы сможет отстоять своё право и прекратить порочную практику «вечно тощего» бюджета, которым распоряжаются лишь чиновники.