Инновационный обман

«Зареченская Ярмарка» №42 от 21 октября 2021 г.
Инновационный обман

Многие пенсионеры твёрдо знают, что нельзя сообщать незнакомцам по телефону свои личные банковские данные - иначе попадёшь на крючок к мошенникам. Вот только они придумали способы, как выудить у

беззащитных граждан деньги без номеров карт и пин-кодов. Жертвой таких вот «умников» и стала Клавдия Крючкова*.

Алёна АРХИПОВА

Клавдия Петровна стала пенсионеркой в 2015 году. С тех пор она ежемесячно получала 18 000 рублей пенсии на банковскую карту АО «Газпромбанк» платёжной системы «Мир». Деньги эти женщина старалась не тратить, копила на «чёрный день». Делала покупки и платила за коммуналку в основном на средства, которые ей давали дети. Они перечисляли матери деньги на карту другого банка ПАО «Сбербанк». Чтобы контролировать свои финансы, Крючкова установила себе на смартфон приложение «Мобильный банк», которое было привязано к её абонентскому номеру. Движение средств на своих счетах пенсионерка внимательно контролировала, телефон и сим-карту во временное пользование никому не давала, покупки через интернет не делала, банковские данные не сообщала даже близким.

В один из июньских дней 2020 года женщина находилась дома. Неожиданно ей на сотовый с незнакомого номера, который начинался на +495, позвонил молодой человек. Он назвался Антоном, представился специалистом по безопасности переводов денежных средств «Сбербанка». Мужчина спросил, действительно ли она собирается переводить 5 000 рублей в город Владивосток. Клавдия Петровна запереживала и сказала, что никому деньги не переводила. Тогда собеседник назвал Крючковой её полные анкетные данные, номер счёта и номер банковской карты Сбербанка, чем окончательно убедил пенсионерку в своей честности. Далее он спросил, есть ли у женщины в пользовании другие банковские карты. Когда Клавдия Петровна сказала ему про карту «Газпромбанка», молодой человек посоветовал ей заблокировать все свои карты, чтобы не допустить несанкционированного снятия средств. Также он заверил, что отменил непонятную операцию и затем повесил трубку.

Клавдия Крючкова, переживая за свои средства, сразу же зашла в мобильный банк, и убедилась, что деньги на счетах обоих банковских карт на месте. Однако через полчаса ей вновь позвонили уже с другого номера, который начинался на +495. Девушка представилась старшим менеджером «Газпромбанка», сказала, что проверяет информацию, поступившую от коллег «Сбербанка», спросила, имеются ли у женщины в их банке два расчётных счёта. Когда пенсионерка ответила утвердительно, собеседница «напугала» Клавдию Петровну, что её счета взломали. Тогда Крючкова, не прерывая разговора, снова зашла в мобильный банк и убедилась, что все деньги на месте. Девушка в свою очередь также посоветовала заблокировать их карту и повесила трубку.

Пенсионерка незамедлительно отправилась в «Газпромбанк» - собралась последовать совету, как она думала, банковских служащих. Однако по дороге ей пришли два смс-сообщения с разовыми секретными паролями и два смс, которые говорили о том, что с банковской карты АО «Газпромбанк» были списаны две суммы в 45 000 и 8 000 рублей. Первую сумму списали для оплаты товара в магазине «МВидео», вторая была переведена на С-карту.

В банке женщина, объяснив ситуацию, попросила сделать возврат операций по переводам. По одному переводу на 8 000 рублей возврат удалось сделать. Вторая же сумма сразу же ушла получателю и приобрела статус безотзывности - аннулировать её не удалось. Крючкова всё же написала в кредитной организации заявления на возврат денежных средств. Обратилась в полицию, предоставила детализацию звонков и смс-сообщений от своего провайдера. Также она позвонила на горячую линию в магазин «МВидео».

Однако «Газпромбанк» вынужден был отказать пенсионерке, так как перевод был в тот же день успешно осуществлён. Магазин «МВидео», несмотря на предупреждение о мошенничестве, выдал товар какому-то человеку без права на получение заказа. Неизвестный получил его через 4 часа после звонка потерпевшей в районе Марьино города Москвы.

Тогда Клавдия Крючкова обратилась в суд с иском к банку и магазину электроники. Женщина считала: «Газпромбанк» был предупреждён, что истица товар не заказывала, сразу отказалась от него, написала два заявления о возврате денег, но кредитная организация всё равно перечислила средства магазину электроники. Это говорит о халатности её действий. То же и магазин «МВидео»: Клавдия Петровна сообщила на горячую линию, что стала жертвой мошенников, отказалась от товара, который не заказывала, направила претензию. Тем не менее, организация не предприняла все разумные и возможные меры, которые следует ожидать от добросовестного участника гражданско-правового оборота.

Женщина требовала взыскать солидарно с АО «Газпромбанк» и магазина «МВидео» убытки в размере 45 000 рублей и 60 000 рублей компенсации морального вреда, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

Ответчики возражали. Банк пояснил, что денежная сумма в 45 000 рублей являлась безотзывной. При проведении операции использовались реквизиты банковской карты, код и одноразовый пароль, который был направлен истице на сотовый - то есть личные данные, которые могут быть известны только хозяину счёта. Так что причин аннулировать его нет. Магазин также считал, что у него не было причин не выдавать товар, так как он был оплачен по всем правилам.

Мировой суд, заслушав истца и свидетелей, изучив все доказательства, решил следующее. Оспариваемая банковская операция по переводу денежных средств осуществлялась через интернет. Для этого требовалось введение личных банковских данных клиента, которые и были переданы для подтверждения операции по счёту. Это доказывают и распечатки смс-сообщений и звонков с телефона пенсионерки. Женщина также подтвердила, что ей на телефон приходили смс с кодами, необходимые для совершения операций. Также она пояснила, что в день совершения операций был момент, когда все входящие звонки и сообщения переадресовывались с её абонентского номера на другой, неизвестный ей номер телефона. Как это происходило, ей неизвестно.

Доказательств, что в результате неправомерных действий «Газпромбанка» со счёта истицы были списаны средства, суду не предоставлено. По закону, с момента списания банком денег со счёта клиента в пользу указанного им получателя наступает безотзывность перевода и отсутствует возможность отмены операции. Ответчик действовал в соответствии с законодательством и чётко выполнял оформленные распоряжения истца по переводу денег получателю.

В результате Клавдии Крючковой было отказано в удовлетворении исковых требований. Заречный районный суд (судья Юлия Букатина), куда истица обратилась с апелляционной жалобой, принял сторону суда первой инстанции. Постановил: мировой судья правильно применил статьи Гражданского Кодекса РФ, Положения Центробанка России и ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк не несёт ответственности перед Держателем карты за ущерб, возникший вследствие нарушения системы защиты информации не по вине банка, в том числе в результате вирусного заражения смартфона, на котором было установлено мобильное приложение кредитной организации. Оснований взыскивать сумму с магазина «МВидео» также нет - «продавец» не мог не выдать товар «покупателю», так как главное условие договора купли-продажи было соблюдено. Деньги были перечислены.

Так решение мирового судьи было оставлено без изменения. А Клавдии Крючковой осталось только уповать на то, что полиция найдёт мошенников, которые украли её накопления.

*Персональные данные изменены.

Мошенники могут снять деньги с вашего счёта, даже если вы не называли номер карты, код с её обратной стороны и пин-код.