Искусство как результат экономии

«Зареченская Ярмарка» №40 от 07 октября 2021 г.
Искусство как результат экономии

Как и куда приспособить лоскутки красивой ткани, которые остались от шитья? Японское искусство кинусайга объединило две эти задачи - это техника создания картин из кусочков ткани без применения иглы.

Татьяна ГОРОХОВА

Екатерина Петрова мама троих детей, живёт в Курманке, у неё своё хозяйство. Казалось бы, времени свободного нет, но она умудряется заниматься кинусайгой: японским видом рукоделия - лоскутной росписью. Его ещё называют искусством, появившимся в результате экономии.

Кимоно в Японии шили из красивых дорогих тканей, чаще всего шёлковых, которые могла себе позволить зажиточная семья. Поэтому, когда такая богатая вещь изнашивалась, выкинуть её просто не поднималась рука. Тогда женщины вырезали более или менее пригодные лоскуты ткани и шили из них небольшие вещи. Маленькие лоскутки, оставшиеся от дорогого кимоно, тоже шли в дело - из них выкладывали картины, которыми украшали свой дом.

Основой для таких настенных панно служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге и копировали его на доску. По рисунку будущей картины делались прорези, в которые заправляли шёлковые лоскутки. Так из маленьких кусочков разных расцветок получались объёмные предметы, которые вырастали в картины необычайной красоты. Красиво и практично, чем-то похоже на наши лоскутные одеяла. Есть, видимо, что-то общее у русских и японских мастериц.

Рукодельница Екатерина Петрова пришла к искусству кинусайга своим путём.

- Как-то сыну в детском саду задали сделать поделку на тему Великой Отечественной войны, - рассказывает Екатерина. - Я решила создать композицию «Бухенвальдский набат»: вазу, обклеенную тематическими фотографиями и обвитую колючей проволокой, а в вазе чёрную розу. Розу планировала сделать из чёрных атласных лент. Получилось не сразу, но помогло увлечение рукоделием в детстве: плела из бисера, делала разные бантики, - навыки кое-какие были. Сделала, конечно, - по интернету училась.

Потом, спустя некоторое время, решила вернуться к атласным лентам - стала делать канзаши: бантики-заколки из лент. Пока научилась, испортила не один метр лент из атласа. Отложила эти обрезки в сторону, как говорится, до лучших времён.

Увлеклась рукоделием, стала участвовать в различных конкурсах, с интересом рассматривала работы других мастериц и однажды увидела необычную картину. Сделана она была из кусочков ткани, но без применения иголки - края ткани заправлялись специальным инструментом в прорези, вырезанные по контуру рисунка. Ткани яркие, красивые, атласные… Вот тут я вспомнила про метры испорченных атласных ленточек!

Кстати говоря, заняться новым видом творчества посоветовала Екатерине Любовь Телегина, она и поддержала молодую женщину. Увлечение лоскутным панно требует в первую очередь усидчивости, а именно этого качества, как она сама считает, и не хватило для занятия бисероплетением.

- Как-то я увидела в интернете объявление о начале I Международного фестиваля народного творчества «Радость рождества», - вспоминает Екатерина. - Решила сделать что-нибудь интересное. А тут попалось мне фото зареченского Храма - золотые купола на фоне голубого неба, белые стены… Вот тут мне и пришло в голову сделать картину в технике кинусайга. Но так как дело это не быстрое, к рождественскому конкурсу я не успела сделать свою задумку. Закончила лишь к Дню города, когда объявили о конкурсе «Заречный в декоре».

За свой оригинальный подарок любимому городу Екатерина Петрова была отмечена Дипломом победителя за 2 место в номинации «Художественная обработка ткани и материалов».

Занятия рукоделием требуют не только усидчивости, но и свободного времени. Если бы не помощь семьи, вряд ли бы наша героиня смогла творить такие шедевры.

- В доме у меня есть своя мастерская, - делится рукодельница. - В ней инструментов больше, чем у мужа! Для занятий кинусайгой обязательно нужен пенополистирол - им я заменяю деревянные дощечки, на которых работали японские мастерицы. Необходим также паяльник для обработки краёв ткани, чтобы она не крошилась. Канцелярские ножи, острые ножницы, пинцеты, с помощью которых края ткани заправляются в прорези, клей ПВА, им подклеивают ткань, и много кусочков разных по фактуре и цвету тканей и атласных лент.

Интересно, но в некоторых деталях наши землячки превзошли своих японских коллег: они используют в своей работе не только остатки тканей, но и покупают их специально.

- Я люблю ходить в магазины тканей, - делится секретами Катя. - Обязательно смотрю остатки в специальных ёмкостях - ткани новые, но слишком маленькие отрезы для шитья чего-то серьёзного. Знакомые часто отдают лоскутки. Для панно зареченского храма я специально подбирала ткани - несколько оттенков белого, голубого, золотого… Ведь тени на картине тоже надо передать тканью.

Дома у Петровых на стене висит панно «Символы России» - на фоне трёхцветной карты нашей Родины берёзовая ветка с серёжками, герб и ромашки. Необыкновенная работа, выполненная в смешанной технике с использованием атласных лент.

Самое важное для людей творческих - оценка их трудов. С этим, похоже, в семье Петровых всё хорошо: и муж, и сыновья поддерживают Катю, они же её первые критики, а младшая дочка уже делает заказы маме на бантики, какого цвета и с каким рисунком она хочет надеть.

- В этом году муж попросил сделать георгиевские ленточки для караула, стоящего у мемориала павшим защитникам Отечества, - рассказывает мастер. - Сделала все одинаковые - очень хорошо смотрелось. Смастерила и брошки для женщин-блокадниц, когда «Зареченская Ярмарка» решила исполнить мечты ветеранов Великой Отечественной войны. Приятно, что мои изделия понравились.

Кроме того, Екатерина Петрова - постоянный участник выставок, которые проводит творческое объединение «Любава», с удовольствием участвует в различных конкурсах, постоянно оттачивая своё мастерство. «Люблю создавать красоту», - признаётся она, а мы бы ещё добавили: «И радовать ею других».

Японская техника кинусайга прекрасно прижилась в Заречном Екатерина не единственная мастерица, прекрасно владеющая этим искусством. Мало того, наши рукодельницы усовершенствуют её. Так, в процессе работы с атласными лентами Екатерина пришла к выводу, что с ними работать непросто: нежные, крошатся при работе, мнутся при носке, например, когда делают из них украшения для волос канзаши. Поэтому она решила заменить их на репсовые: они более плотные, хорошо держат форму. Так что скоро мы увидим новые изделия Екатерины Петровой на выставках и конкурсах.

Остаётся только в очередной раз удивиться и порадоваться, как много талантов в нашем городе!