Искусство из бабушкиного сундука

«Зареченская Ярмарка» №33 от 19 августа 2021 г.
Искусство из бабушкиного сундука

Лоскутное шитьё, или как сейчас модно называют его «пэчворк» и «квилтинг», – один из древнейших видов рукоделия, знания о котором передавались из поколения в поколение. В одних регионах из маленьких кусочков ткани шили одеяла, в других использовали меховые обрезки для создания ковров, а где-то из лоскутов и соломы создавали кукол для маленьких детей. И по сей день такое шитьё имеет множество поклонников по всему миру. Более того, из «бабушкиных сундуков» лоскуты перешли на подиумы и в крупнейшие мировые выставочные залы.

Татьяна ГОРОХОВА

В июле этого года в Москве, в Центральном выставочном зале Манеж, который находится возле кремля, прошла выставка лоскутного шитья «Душа России». Здесь были представлены более двух тысяч работ мастеров из России, Кореи, США, Японии, Италии и других стран.

- Очень долгое время лоскутное шитье у многих ассоциировалось со старыми бабушкиными покрывалами и ковриками, однако сейчас это набирающий популярность современный вид рукоделия - пэчворк. Теперь это не про одеяла и коврики, а про платья, картины и даже верхнюю одежду. Такая одежда легко может посоревноваться с предметами известных дизайнеров, - писало издание ИА REGNUM. На этой престижной выставке можно было увидеть и коллекцию авторской одежды «Краса Мезенская» Нины Ли – художника из Заречного.

…В Заречный, точнее, в посёлок геофизиков Шеелит, Нина Григорьевна попала 39 лет назад: приехала в гости к подруге.

- Тогда Шеелит был необычной территорией, - рассказывает она. – Здесь жили интересные люди – геофизики. Приезжала сюда не раз, здесь познакомилась со своим будущим мужем. Мы жили на Шеелите 18 с половиной лет, здесь построили дом. Живу до сих пор.

Нина Ли росла в Полевском. Её отец – из депортированных корейцев, приехал работать на Северский завод по направлению. Чтобы жениться на любимой женщине, принял православие, потому что семья жены была крепкой веры, в доме висели иконы, даже в сложное время их не снимали со стен. Так что православие пришло к Нине из семьи, несмотря на то, что была она в школе и пионером, и комсомольцем. А ещё в этой семье особое внимание уделяли одежде.

- Мама любила вышивать, - вспоминает Нина Григорьевна. – А папа вообще был эстет. Помню, что впервые меня повели к портнихе в 4 года. Все в нашей семье одевались красиво. В молодости я, как говорится, на коленке шила себе наряды.

Но к народному русскому костюму она пришла гораздо позднее. Сначала были иконы:

- В Заречном я работала в ДК «Ровесник», рисовала кинорекламу. Потом ушла в свободное плавание. Стала заниматься лаковой миниатюрой, училась у мастера из Мстёры. От миниатюр перешла к иконам – сначала занялась их реставрацией, потом стала их писать. Иконы – это божий промысел, - считает Нина. – Занималась этим около 30 лет. Моя работа есть в Покровском храме, в Никольском храме писала иконостас, есть мои иконы в храме Преображения на Уктусе в Екатеринбурге, в Екатеринбургской семинарии, в частных коллекциях.

Когда я начала писать иконы, я каждое лето ездила в паломнические поездки, и перед каждым путешествием сочиняла и шила сарафаны. Сейчас понимаю, что для меня это было чувство рода, моей «рускости» по маминой линии.

Часто бывая в поездках, Нина старалась посещать музеи. Именно там она увидела прялку с необычной росписью, не похожей на другие. Оказалось, это мезенская роспись – красный рисунок на чёрном фоне. Здесь была особая символика знаков, тоже своя, ни на что не похожая. Разглядывая необычные узоры, изучая технику рисунка в интернете, решила попробовать вышивать. Впрочем, желание заняться вышивкой было давно, но только в 2020 году, во время пандемии, нашлось для этого время (это занятие помогло восстановиться после болезни.Прим.авт.). Эту вышивку можно увидеть в коллекции «Краса Мезенская», представленной этим летом в Манеже.

- Коллекция создавалась вместе с Людмилой Кольцыной, мастером портновского шитья из Екатеринбурга, - делится Нина Григорьевна, – и моей сестрой Натальей Нистранской. Я придумываю будущую вещь, подбираю ткани, прорабатываю каждую деталь – а в моде детали очень важны. Так мы отшиваем авторские костюмы – это не исторические реконструкции, а авторское прочтение русского народного костюма, причём эти вещи можно носить и сегодня.

Первыми у нас были пасхальный и суздальский костюмы, которые мы показали на международном фестивале лоскутного шитья в Суздале. После этого было ещё 7 фестивалей, причём большая часть из них – международные.

Ткани для своих костюмов художник покупает в специализированных магазинах Екатеринбурга, на пошив одного уходит порой до 17 видов материалов. Все натуральные, хорошего качества. Прекрасные ткани, традиционная вышивка, пересмотренная автором в современном стиле, удобный крой, тщательно подобранный цвет тканей – белый с оттенками красного, обязательный передник – вещь в женском гардеробе, по мнению Нины Ли, имеющая свой тайный смысл, которую шили специально для праздников, для будних дней, для работы и т.д. Ко всем костюмам подобраны украшения – бусы, серьги, тоже, кстати, авторские, обувь.

Конечно, такие костюмы в будний день на работу не наденешь. Но они возвращают нас к истокам, напоминают о богатой истории России, о красоте русских женщин и о том, какие творческие люди живут в нашей стране и в нашем городе. Нина рассказывает, что, увидев её на улице, многие останавливаются, выражают своё восхищение. Однажды молодой человек подарил её цветок в знак восхищения, а маленький мальчик, открыв рот от изумления, спросил: «Вы из сказки?» Её костюмы действительно возвращают в сказку, красивую сказку с яркими костюмами.

По мнению Нины Ли, рукоделию обязательно нужно учить детей. Оно не только развивает мелкую моторику, но и воображение, фантазию, учит видеть красоту и ценить её. А изучение народного костюма, быта своих предков позволят детям узнать историю своей страны.

Так искусство из бабушкиного сундука ведёт к любви к своей родине.

Фото представлено Ниной Ли