Крепкий орешек

«Зареченская Ярмарка» №27 от 08 июля 2021 г.
Крепкий орешек

В Заречном набирает обороты необычный ореховый бизнес

Да-да, именно в Заречном выпускают орехи и сухофрукты под маркой «Толк & польза», которые многие из нас видели на полках в торговых сетях по всей России. На сегодня компания является одним из лидеров в Свердловской области по количеству выпускаемой готовой продукции. Мы побывали на производстве и поговорили с генеральным директором Денисом Сычевым о том, как местный бизнес пробивает себе дорогу в торговые сети и причём здесь таблица Менделеева…

Юлия ВИШНЯКОВА

- Не стану говорить, что мы 100% ЗОЖники и к орехам пришли случайно… Изначально я работал торговым представителем в компании по производству замороженных полуфабрикатов, в 2011 ушёл оттуда в никуда с мыслью начать своё дело. Мы с женой решили рискнуть: я продал иномарку, купил маленький грузовичок и семечки… И поехали эти семечки продавать по той клиентской базе, которая осталась у меня с прежнего места работы. Потом добавились кондитерские изделия, специи и приправы, снековая продукция. Так организовалась небольшая дистрибьюторская компания с оборотом в 2 миллиона рублей в месяц и штатом 10 человек. Но тут в наш регион пришли крупные федеральные сети…

Розница, с которой мы работали, начала закрываться. Как дистрибьюторы мы не могли работать с ними, сети сотрудничали только с производителями. Примерно тогда мы и начали продавать орехи и сухофрукты: закупали продукцию и перепродавали по своим клиентам. Орехи расходились хорошо.

Почему вместо торговли занялись производством?

- Мне удалось побывать на производстве у компании-производителя, там я увидел, какое стоит оборудование, как идет процесс производства и подумал, что мы могли бы и сами фасовать орехи. Нашёл поставщика упаковки. Закупили несколько мешков миндаля, расфасовали, стали поставлять нашим покупателям. Каждый день получали положительную обратную связь и постепенно перевели бизнес на продажу орехов и сухофруктов, убрав весь прочий ассортимент. Потихоньку начали вести переговоры с торговыми сетями Екатеринбурга. Первой такой сетью, в которую мы вошли, стал «Звёздный».

У меня, как у предпринимателя, есть амбиции и стремление вырастить компанию до федерального уровня, но для быстрого роста нужны большие финансовые вложения, и в 2019 году было принято верное решение - привлечь инвестиционный капитал у нас появился инвестор. Оборотные средства добавились, и это дало возможность развиваться дальше и быстрее. На тот момент мы уже работали с местными продуктовыми сетями «Мегамарт», «Елисей», «Гипербола, «Кировский», также продавали свою продукцию и в соседние регионы. На сегодняшний день у нас порядка 80 наименований продукции, мы работаем с 20 регионами по всей России, от Калининграда до Владивостока.

Почему для производства выбрали Заречный?

- Здесь удобное местоположение. Сначала я купил участок с овощехранилищем на Муранитке, построил офис и цех площадью 120 кв. м. Но время шло, и я начал понимать, что связи здесь - нет, интернета - нет, подъездных путей - нет, зимой электрическое отопление дорого выходит. Людям далеко ездить на работу, да и развиваться некуда, площадь участка не позволяла.

Поэтому в 2019 году мы купили помещения площадью порядка 500 кв.м. на бывшей базе ОРСА. Снесли все старое и полностью сделали ремонт под пищевое производство с соблюдением норм и правил. Кроме того, дополнительно арендуем здесь склад для хранения сырья площадью 500 кв.м.

Конечно, в Заречном есть проблема с кадрами, особенно с квалифицированными. У нас много вакансий: маркетолога, технолога, начальника производства, зав складом. Но даже грузчика, который не пропадёт после аванса, найти сложно.

Есть мнение, что в сети местным производителям зайти непросто…

- Возможно, раньше было проще. Чтобы зайти в сеть, надо было заплатить официальный взнос, и если руководство сетей устраивали показатели продаж, то продукт на полках оставался. Если нет, его через какой-то период выводили. Потом пришли крупные федеральные сети, которым такой подход не интересен, потому что они на своей наценке зарабатывают. Но и сейчас зайти в сеть не сложно, если есть голова, настойчивость, команда менеджеров и хороший продукт. Не получилось с первой попытки? Продолжаешь пробовать и не опускаешь руки. Бывает, мы дольше года ведём переговоры с торговой сетью… Другой бы махнул рукой, а мы не сдаемся, работаем, предлагаем новинки. Сейчас, например, постепенно выводим на полки наши салатные смеси, которые помогают хозяйкам делать акцент на салатах из зелени - порубил зелень, помидоры, огурцы, заправил оливковым маслом, добавил салатную смесь из кунжута, льна и тыквенных семечек - обед готов.

Дизайн упаковки в вашем деле большое значение имеет?

- Конкуренция сейчас большая. Орех по сути везде один, остальное - маркетинг. Поэтому мы работаем над упаковкой, выпускаем крафтовый бумажный пакет дой-пак, флоу-пак - прозрачный пакетик используется для эконом линейки и ПЭТ банка - премиальный продукт с использованием сырья только крупных калибров. У банок, дизайн которых напоминает таблицу Менделеева, на этикетке указано, сколько содержится граммов белка и килокалорий в дневной порции, какие полезные вещества есть в составе, сколько штучек в день можно съесть, чтобы не навредить фигуре.

Откуда закупаете орехи и сухофрукты и как меняются цены на них?

- Своих орехов в промышленных объёмах в России фактически нет, всё привозное. Из Китая привозят арахис, грецкий орех, из Чили - миндаль, из Аргентины - чернослив, из Вьетнама - кешью, из Турции - курагу, из Индии - кунжут. Поэтому на стоимость влияет курс доллара, санкции, неурожаи. Так, в Узбекистане в начале весны выпал снег, из-за которого пострадали соцветия сливы. Цены пошли вверх. Раньше чернослив мы покупали за 100 рублей за кг, сейчас - за 250 рублей. И так может произойти с любым орехом. Очищенный кедровый орех в прошлом году стоил 700-800 рублей за кг, сейчас урожай заканчивается, и он стоит уже 1600 рублей, и дойдет до 2 000 рублей.

Как на вас сказался ковидный 2020 год?

- Сначала мы напугались. Менеджеры ушли на удаленку, а производство продолжало работать. Думали, что продаж не будет. Но, к счастью, вышло наоборот - произошёл рост в 2-3 раза. Помню в разгар ограничений приехал в торговую сеть Екатеринбурга и увидел кучу народа с полными тележками: люди закупались, потому что сидели дома и дома же ели. Так что пандемия нам не помешала.

Какие задачи ставите на ближайшее время?

- Рынок здорового питания и орехов растет с каждым годом. Хотим в этом году в три раза увеличить продажи по сравнению с прошлым годом. Пока молодые, надо ставить амбициозные цели.

В Заречном даже грузчика, который не пропадёт после аванса, найти сложно.