Не на облаке живём

«Зареченская Ярмарка» №21 от 27 мая 2021 г.
Не на облаке живём

Возможно ли в Заречном повторение событий в Казани? Сейчас этот вопрос волнует, наверное , каждого зареченца ведь все мы папы, мамы, бабушки и дедушки. Так что же нам делать, чтобы жуткие события не повторились?

Юлия ВИШНЯКОВА

Многочисленные гаджеты позволяют нам знать о местоположении наших детей и всегда оставаться с ними на связи, мы учим их не разговаривать с незнакомыми, следим, на какие группы они подписаны в социальных сетях, с тревогой прислушиваемся к их разговорам со сверстниками, и нам начинает казаться, что всё под контролем и наши дети в безопасности. Однако события мая показывают, что взрослые, к сожалению, не всесильны, а высокие заборы и тревожная кнопка не спасут наших детей в случае реальной угрозы.

Всего три года назад страна пережила драму в Керчи, тогда в результате взрыва и стрельбы, которые устроил студент в стенах родного колледжа, погиб 21 человек. Недавно почти то же самое случилось в Казани: 11 мая студент колледжа ТИСБИ 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в казанской гимназии №175. Он использовал ружьё, которое купил легально весной этого года в Йошкар-Оле, и самодельное взрывчатое устройство. За несколько дней до нападения стрелок завёл телеграм-канал «Бог», где объявил себя богом и написал, что «сегодня убьёт огромное количество биомусора и застрелится сам». После стрельбы он сдался полиции. В результате погибли 9 человек, среди которых семеро детей и две учительницы. Трагедия потрясла всю страну. Были сделаны громкие заявления, начались массовые проверки учебных заведений.

Какие выводы после случившегося сделали в Заречном?..

Спрячь за высоким забором…

13 мая во время своего отчёта о проделанной работе за 2020 год Глава города Андрей Захарцев сообщил, что в прошлом году на антитеррористическую защищённость учебных заведений было выделено 7,6 млн рублей: «Все школы оборудованы системой видеонаблюдения, тревожной сигнализацией с выводом на пульт Росгвардии. Установлены системы управления доступом, турникеты, видеокамеры. Проведён ремонт ограждений в школе №3». Добавим, что годом ранее на антитеррористические мероприятия в учебных заведениях было выделено 33 млн рублей.

По поручению губернатора Свердловской области уже 12 мая в Заречном, как и в других муниципалитетах, начались проверки в образовательных организациях. Специалисты Управления образования и Росгвардии посетили все 26 образовательных учреждений Заречного. В целом, как сообщают чиновники, проверки показали, что с технической точки зрения в Заречном всё нормально: «Были выявлены незначительные замечания, которые были устранены на месте. Проверены все системы безопасности, они находятся в рабочем состоянии».

Единственное серьёзное замечание касалось забора школы №4 на улице Лермонтова. Из-за дыр и проломов в нём на территорию школы легко могут попасть как взрослые, так и дети.

Что касается ситуации с охраной, то за безопасность школ персонально отвечает директор. И у него есть три варианта: привлечь полицию, например, вневедомственную охрану Росгвардии; нанять частную - ЧОП; пригласить штатных сотрудников - вахтёров. По данным администрации, ЧОП сейчас охраняет лишь школу №1. В остальных школах в дневное время работают вахтёры, в ночное - сторожа. Однако у членов комиссии, проверивших учебные заведения, работа ЧОП восторга не вызвала. Иной раз вахтёрша, знающая каждого учащегося и родителя в лицо, может проявить куда большую бдительность. В преддверии летней оздоровительной компании учебные заведения проверят повторно.

Однако… В казанской гимназии, где произошла трагедия, был и забор, была и тревожная кнопка для вызова Росгвардии, и была вахтёрша, которая успела на эту тревожную кнопку нажать.

«Что заборы и электронные пропуска: кому надо, те пройдут, - резонно замечают обеспокоенные родители в местных чатах. - А вот если беда случится и ненормальный с оружием в школу пройдёт, то именно забор помешает детям как можно быстрее покинуть опасную территорию». «Ребёнку в школе на классном часе рассказали про случившееся в Казани, пояснили, как правильно себя вести, если нечто подобное произойдёт, потом они плакат рисовали «Мы против терроризма». По мне, так толку от таких бесед куда больше, чем от заборов. Дети с малых лет должны понимать, что мир сегодня опасен, и знать, как себя вести в критической ситуации. А то в Казани перепуганные дети прыгали из окон и разбивались… Понимание ситуации важно, а не заборы», - считает одна из зареченских мам.

Подражатели смерти

В целом многие сегодня понимают, что проблема нападений на школы куда глубже, и одними лишь техническими средствами не решается. Проблема в головах тех, кто идёт на такой шаг. Нападения одиночек происходят не только в России или в США, в той же благополучной Германии подобное происходило в 2002 и 2009 годах. Специалисты признают, что спрогнозировать и предотвратить нападения одиночек очень и очень сложно. Например, Ильназа Галявиева, который открыл стрельбу в Казани, знакомые характеризуют как тихого человека. Чем был вызван его поступок, буллингом в школе или психическим расстройством, покажет следствие. Пугает то, что пока страна скорбит по убитым школьникам и педагогам в Казани, часть подростков уже возвела Ильназа Галявиева на пьедестал. В различных соцсетях стали появляться ролики, в которых дети ассоциируют себя со стрелком, романтизируют и идеализируют его. В первой части обычно подростки снимают себя, коротко рассказывая о травле в школе или отношениях с родителями, а во второй показывают фотографии или отрезки видеозаписей с Галявиевым. Буквально на следующий день после трагедии в Казани силовиками был задержан орловский подросток-подражатель. А на днях в городе Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа силовики выявили подростка, который намеревался устроить расстрел в школе. По данным СМИ, сотрудники ФСБ выявили школьника, который в переписке в соцсетях сообщил своим друзьям, что одобряет действия Галявиева. Из переписки следует, что мальчик ненавидит свой класс и тоже может «прийти в школу и всех расстрелять на Последнем звонке». В его компьютере Обнаружили, что он изучал в интернете информацию о том, как в домашних условиях изготовить бомбу. Материалы дела переданы в СКР.

Именно через социальные сети сегодня взрослые пытаются понять, что творится в голове у детей. Летом 2020 года прежний заместитель Главы по социальным вопросам Наталья Невоструева во время одного из отчётов призналась, что классные руководители ведут регулярный мониторинг аккаунтов учеников 5 - 11 классов в социальных сетях: «Делается это для того, чтобы выявить деструктивные проявления, вовлечение в криминальные и экстремистские субкультуры, склонность к суицидальному поведению. Увидеть это можно, проанализировав наличие на странице ребёнка «подозрительных» групп, сообществ, лайков и репостов деструктивного контента. Списки несовершеннолетних, чьи аккаунты оказались закрыты, не обнаружены, требуют внимания в связи с содержанием противоречивой информации и нахождением несовершеннолетних на учётах направляются в Управление ФСБ России по Свердловской области в Заречном для дальнейшей возможной проверки на предмет причастности к деструктивным, криминальным и экстремистским субкультурам. Всё-таки не на облаке живём».

Особо тревожные

Чтобы разобраться в происходящем, мы обратились к источникам в силовых структурах, которые на условиях анонимности пролили свет на некоторые принципиальные моменты.

Итак, по информации источника в правоохранительных органах, знакомого с ситуацией, факты общественно-опасных проявлений в среде несовершеннолетних, связанных с приверженностью к деструктивным течениям, зафиксированы правоохранителями в ряде городов Свердловской области, в том числе и у нас, в Заречном. Большинство из них интересуются антиправительственными и анархистскими идеями, «колумбайном», АУЕ. Менее активно - суицидальными направлениями.

По мнению нашего эксперта, наличие забора вокруг образовательного учреждения - лишь часть системы мер, которая, конечно, не остановит потенциального преступника, но создаст физическое препятствие и позволит выиграть время для правоохранительных органов, чтобы нейтрализовать угрозы с его стороны:

- Необходимо понимать, что у преступника, намеревающегося совершить тяжкое преступление, в том числе в виде взрыва в образовательном учреждении, присутствует так называемая физическая готовность к этому. То есть у него заранее подготовлен, например, план школы, а также имеются методические рекомендации по изготовлению самодельного взрывного устройства и его комплектующих.

По данным другого источника в силовых кругах, в 2020-2021 гг. Региональным управлением ФСБ в образовательных учреждениях Свердловской области проведены проверки соблюдения требований Постановления Правительства РФ №1006, по результатам которых внесено порядка 60 представлений об устранении вскрытых нарушений. Ключевыми выявленными проблемами явились: некачественное оказание услуг со стороны частных охранных организаций, во многом связанное с их действиями по занижению начальной максимальной цены контракта; неисполнение требований Постановления Правительства РФ в части организации охраны образовательных учреждений силами специализированных охранных предприятий; неисправность состояния систем защиты и оповещения; неосведомлённость в ряде случаев персонала образовательных организаций о действиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Мы также поинтересовались у экспертов, насколько в работе по выявлению склонных к экстремизму учащихся помогают социальные сети и какие ещё способы выявления опасных молодых людей существуют и дают результат. Специалист в области борьбы с экстремизмом прокомментировал данные вопросы следующим образом:

- Система выявления учащихся образовательных учреждений региона, потенциально склонных к экстремизму, организована и реализуется на нескольких уровнях. Так, силовиками совместно с Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области проводятся межведомственные информационно-методические семинары-совещания, круглые столы с привлечением всех субъектов профилактики. Органами МВД организовано выявление состоящих на активном диспансерном наблюдении несовершеннолетних лиц, склонных к агрессивным действиям. Росгвардией проводится профилактическая работа с лицами до 25 лет (на предмет возможного проявления социально опасного поведения), имеющими разрешение на ношение гладкоствольного и нарезного оружия.

Эксперт отметил, что также сформированы и ведутся различные реестры деструктивных сайтов и групп в социальных сетях. Устанавливаются все модераторы и пользователи из числа жителей Свердловской области. Регулярно корректируется реестр «особо тревожных» аккаунтов.

Источник также пояснил, что особое значение имеет профилактическая работа с населением в СМИ. Однако, по мнению специалиста, рядом СМИ регионального уровня для увеличения просмотров и цитируемости вопреки этическим и общечеловеческим принципам генерируется «зрелищный контент», способствующий появлению «подражателей» и Интернет-мемов, вызывающих симпатию у наиболее уязвимых групп (легко внушаемых молодых людей).

- Контент, формируемый СМИ, имеет огромное влияние на молодёжь, журналисты должны это понимать. Вместо того чтобы формировать в молодёжной среде социальное напряжение, их призвание - учить взаимоуважению и толерантности, - подчеркнул он.

Виновата нелюбовь

Кто же те дети, подростки, которые склонны к насилию и способны навредить окружающим?

- Это больше вопрос, конечно, к психологам. Не готов ответить по науке. Моё субъективное мнение, как источника, - нет определённого портрета. Основной катализатор возникновения преступного умысла - это нелюбовь, которая, несомненно, ощущается ребёнком с момента рождения (если не сказать - зачатия). Нелюбовь родителей к ребёнку переносится им на самого себя, он начинает чувствовать внутренний дискомфорт и нелюбовь к самому себе. Впоследствии она трансформируется в злобу и жестокость к окружающим. Поэтому профилактика экстремизма- она не столько «про детей», сколько «про родителей». Разбирая ситуации со школьным буллингом, мы видим, что дети, которые травят других, зачастую более «нелюбимы», чем те, на кого эта травля направлена (доказательство любви к себе через превосходство над более слабым). Если объект травли также «нелюбим», то, конечно, возникает борьба, которая имеет шанс найти физическое выражение. Тех, кто травит, всегда больше, чем тех, кто подвержен травле (это легче и более распространено в обществе), однако время для перехода к «физической готовности действовать» у жертв травли, я думаю, значительно меньше. Поэтому буллинг - это, скорее, удобный стереотип, который воспринимаем большинством населения, нежели реальная причина.

Заречный - город, где расположен режимный объект - атомная станция, поэтому мы живём с мыслью, что на нашей территории с точки зрения безопасности делается всё возможное, и контроль за ней особый. Так ли это?

- В Заречном проживают взрослые граждане, которые воспитывались и выросли с осознанием того, что где-то рядом с ними расположен ядерный объект. Контроль осуществляется такими же жителями Заречного, которые воспитывают своих детей согласно данным принципам. Поэтому тут скорее нужно говорить не о том, что «всё или не всё делается», а «кем это делается».

Очень хочется верить, что ничего подобного случаю в Казани ни в нашем городе, ни в каком другом не повторится, потому что дети - это самое дорогое и самое беззащитное. Однако, как верно подмечено выше, самое главное, что мы можем и должны сделать для них, - это любить.