Аварийный комиссар о логике пенсионерах и оранжевых ограждениях

«Зареченская Ярмарка» №15 от 15 апреля 2021 г.
Аварийный комиссар о логике пенсионерах и оранжевых ограждениях

На первый взгляд, в нашем городе, с точки зрения безопасности дорожного движения, всё благополучно: много оборудованных пешеходных переходов, высоких оранжевых ограждений, «лежачих полицейских». Но аварии продолжают происходить… Почему?

Юлия ВИШНЯКОВА

В 2020 году на территории городского округа произошёл незначительный рост количества ДТП - с 255 до 260. Но на 37,5% больше стало аварий, в которых пострадали люди - их количество выросло с 24 до 33 человек, а также на 37% (с 27 до 37) возросло количество лиц, получивших ранения различной степени тяжести. За три прошедших месяца этого года количество ДТП уже превысило 70. Основной прирост статистки, конечно, даёт трасса. Но и сам Заречный не так благополучен, как кажется.

Начало этого года вспоминается несколькими тяжёлыми историями. Так, 14 марта около 19.00 на 48 км автодороги Екатеринбург - Тюмень произошло ДТП с гибелью пяти человек, двое из них - дети. Водитель «Киа», двигаясь в Екатеринбург, выехала на встречную полосу, где попала под грузовую «Вольво».

13 февраля в 21 час 30 минут на улице Кузнецова, 13 водитель «Мазды» сбил женщину - пешехода 1978 года рождения, которая получила травмы и была доставлена в медсанчасть.

11 февраля около 17 часов во дворе дома по Алещенкова, 17 водитель автомобиля «Субару Легасси» наехал на девятилетнего ребёнка, который выбежал на проезжую часть из-за стоящего автомобиля. Ребёнок с травмами доставлен в больницу.

Что делать, чтобы аварий стало меньше? Это мы решили обсудить с автоэкспертом, автомобильным комиссаром - автоюристом Ильёй Трофименко. В этом качестве он работает на территории Заречного и Белоярского уже три года. До этого работал в ГИБДД дознавателем по ДТП.

- ГИБДД сейчас не оформляет мелкие ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей. Водители должны сами составить схему и заполнить необходимые документы. Но в большинстве случаев, когда водители это делают сами, то допускают ошибки, из-за которых страховая компания может отказать в выплатах. Поэтому и вызывают аварийного комиссара. В целом же, как юрист, я представляю интересы автовладельцев по сложным ДТП во многих городах области.

Если посмотреть на данные за последние 5 лет, что происходит с динамикой ДТП в Заречном?

- Аварийность в принципе осталась на том же уровне, что был 5-6 лет назад. Но в целом тяжёлых по травматизму ДТП стало меньше. Помните, в 2013 - 2015 годах в городе происходил целый ряд резонансных ДТП с пострадавшими. На Курчатова, 37 пьяный водитель сбил на тротуаре маму с коляской, а на перекрёстке Курчатова - Клары Цеткин водитель сбил четырёх подростков. Парень с девушкой погибли на выезде из города. Сейчас, к счастью, на территории Заречного подобного стало меньше. Правда, аварийной по-прежнему остаётся трасса, там погибших всегда много. Но сравнивать город и трассу не стоит.

Почему, по-Вашему, тяжёлых ДТП становится меньше: сознательность водителей повысилась или, может быть, дорожная инфраструктура стала лучше?

- Думаю, сознательность водителей действительно стала выше. ДТП по вине пьяных водителей по-прежнему происходят. Но тех, кто садится за руль ради куража, уже меньше.

Помогают и регулярные рейды ГИБДД. Инфраструктура… С одной стороны, подсвеченных пешеходных переходов стало больше. Но по-прежнему есть места, где пешеходы вынуждены переходить дорогу в темноте, например, при повороте с улицы Курчатова на Клары Цеткин или на Курчатова напротив Дома торговли. Поэтому в целом не могу сказать, что инфраструктура изменила принципиально.

Есть оранжевые ограждения, которые, согласно ГОСТам, должны быть установлены до и после пешеходного перехода в радиусе 800 метров от образовательных учреждений. Но есть ГОСТ о так называемом треугольнике видимости: подъезжая к пешеходному переходу на 40 метров, ты должен видеть, что происходит за 8 метров до пешеходного перехода. Во многих местах города ограждения не дают этого обзора. Особенно если идёт ребёнок.

Также вызывает вопросы целесообразность ограждений в некоторых местах. Возьмём, например, улицу Ленинградскую, где находится салон МТС. Со стороны салона нет ограждений, хотя поток людей там большой. Но эти ограждения есть с нечётной стороны улицы, где пустырь и люди не ходят. Да, есть предписания, но должна быть и логика.

Какие участки дорог в Заречном самые опасные?

- Если смотреть по количеству ДТП, то это два аварийных перекрёстка: у стелы, напротив Ленина, 30, и перекрёсток Кузнецова - Ленинградская. На эти участки я выезжаю постоянно. Аварии у стелы стабильно происходят 3-4 раза в месяц, часто из-за несоблюдения водителями дистанции при повороте. На Кузнецова - Ленинградской есть светофор, но обычно водители торопятся, поворачивают и из-за стоящих авто не видят, кто двигается навстречу. Считаю, что там надо нанести разметку и поставить знаки движения по полосам, чтобы люди понимали, откуда поворачивать. В целом же чаще всего ДТП происходят во дворах. Больше явных очагов нет.

Из-за чего чаще всего происходят ДТП в Заречном?

- Чаще всего из-за невнимательности водителей. Ситуация, когда водитель отвлёкся на магнитолу, гаджет, ребёнка и потом не успел среагировать на что-то, сегодня не редкость. Обычно в официальную статистику такие случаи не идут, ДТП просто попадает под нарушение п.10.1 ПДД. Но когда лично с людьми общаюсь, они признаются, что отвлеклись и на дорогу не смотрели.

Кто чаще всего становится виновником ДТП?

- Пожилые люди. У пенсионеров уже просто нет той внимательности и реакции, какая была раньше. Зато у многих есть самоуверенность. Бывает, попадается водитель, который нарушил правила, но говорит, что прав, «потому что 50 лет уже ездит». Поэтому я даже друзьям советую: мама, папа вышли на пенсию, пусть продают машину и возите родителей сами. Недавно было ДТП, виновницей которого стала 80-летняя бабушка на автомобиле «Ока». Когда приехал на место ДТП и стал её опрашивать, она говорит, что ехала со стороны Ленинградской. Посмотрели по камерам, оказалось, ехала она со стороны Мезенки… Не думаю, что она хотела кого-то обмануть. Просто возраст действительно берёт своё.

Бывает, что плохое состояние дороги становится причиной ДТП?

- В этом году снега мало было. Дороги чистились. Поэтому колейности не было, и машины не выносило. Последний раз дорожная ситуация становилась причиной судебного разбирательства в позапрошлом году. На пешеходном переходе напротив Дома торговли, как обычно, весной образовалась большая яма 15 см глубиной, но она была скрыта огромной лужей. Водитель в эту яму влетел, в итоге у машины вырвало колесо, помяло крыло, загнуло все внутренности. Суд признал виновным как МКУ «ДЕЗ», компанию, которая обслуживает эту территорию, так и водителя, который неправильно выбрал скоростной режим. Я сейчас это решение обжалую, потому что не согласен и считаю, что вина МКУ «ДЕЗ» здесь 100%. А вообще, суды с администрацией - это отдельная тема…

Почему?

- Там всё нелогично. После прошлогоднего урагана ко мне обратились 6 человек: их машины пострадали в результате падения деревьев. В четырёх случаях деревья упали на территории УК и ТСЖ. Проблем с компенсацией не возникло: и ООО «ДЕЗ», и «Фонд развития Заречного ЖКХ» пошли пострадавшим навстречу, и вопрос мы решили в досудебном порядке. Спасибо им за это. В двух остальных случаях ответчиком выступает город, и решить вопрос не получается уже почти год. Одно дерево упало на автомобиль на парковке у дома 24 на улице Победы. Дерево было сухое, на нём буквально три веточки торчало - и всё. Сейчас проходят экспертизы этого дерева. Мэр города ответил в письме, что дерево не было аварийным и никаких признаков аварийности нет. «Сухое - не значит, что аварийное», - сказал мне на суде юрист администрации. Второй подобный случай произошёл на Клары Цеткин, 21: на машину упали тополя. Я также считаю, что деревья были аварийные, кронирование их много лет не проводилось. Кроме улицы Ленина, за деревьями в городе нигде не ухаживают.

Чего не хватает Заречному для безопасности дорожного движения?

- Нормальной разметки, такой, чтобы круглогодичной была. Разметка, которую наносят для автомобилистов, стирается быстро, и её не видно. Например, Ленинградская - люди ездят и не знают, сколько там полос. Когда есть разметка, то там по одной полосе в каждом направлении. Когда разметки нет, водители, согласно ПДД, сами условно разделяют напополам дорогу и смотрят, сколько машин фактически войдёт. В результате много ДТП и люди спорят: кто из них не по своей полосе ехал. С разметкой всем было бы проще.

Кроме того, очень не хватает знаков «Жилая зона». Бывает, с одной стороны двора знак есть, с другой - нет. Поэтому водитель говорит: «Знака не видел, не знал, что еду по жилой зоне». Постоянные суды из-за этого. Бывают и несостыковки знаков, сейчас у меня идёт судебный процесс по ДТП, произошедшему в Таховском проезде. Не все согласны с тем, что это тоже двор, а во дворе все участники движения находятся на равных, и приоритетов нет.

В целом же многое в первую очередь зависит от самих водителей и их внимательности.

Самый аварийный день в Заречном - вторник.

Из-за оранжевых ограждений не видно пешеходов - нарушен треугольник видимости.