Проект идёт тяжело

«Зареченская Ярмарка» №11 от 18 марта 2021 г.
Проект идёт тяжело

Третий год «идёт проверка документации. Выявляются замечания. Они устраняются», - именно так, холодно отвечают местные чиновники, когда речь заходит о проектировании Ледового дворца. Что же там всё-таки происходит? Мы решили узнать подробности у проектантов.

Юлия ВИШНЯКОВА

В 2019 году неожиданно стало известно, что вместо первоначальных двух этажей у Культурно-образовательного спортивного комплекса с ледовой ареной будет три этажа. В ноябре прошлого года со слов Главы города выяснилось, что «возникли проблемы с обеспечением теплом такого большого сооружения. Стали рассматривать разные варианты, в том числе и возможное проектирование дополнительной газовой котельной к такому сооружению. Этот вопрос оказался для нас сложным, потому что техническое задание, которое было подготовлено и на основании которого проводился конкурс, такую работу не учитывало». Позднее появилась информация, что есть договор с Белоярской АЭС, которой проектанты будут передавать часть ПСД для проверки… О левом дворце в публичное пространство информация попадала весьма скупая, и она ситуацию не проясняла, а порождала всё новые вопросы…

Напомним, фирма, которая занялась разработкой проекта строительства «культурно-оздоровительного спортивного комплекса с ледовой ареной», была определена 29 января 2019 года. Спроектировать ледовый дворец за 8 млн 100 тысяч рублей взялось ООО «Проектурал.ру». Предполагалось, что это будет отдельно стоящее здание в глубине леса за стелой Заречный, в котором разместятся две ледовые арены - большая (тренировочно-игровая) и малая (тренировочная), 5 спортивных залов. Самый большой будет предназначен для игровых видов спорта: волейбола, баскетбола, мини-футбола и большого тенниса. На третьем этаже разместятся залы для ОФП, тренажёрный зал, залы самбо и бокса. Пропускная способность комплекса составит 800 человек.

Отсутствие информации ни к чему, кроме домыслов и недоверия, не приводит. Так, на одной из последних думских комиссий депутат Олег Изгагин напомнил, что в Сухом Логу работать над ледовой ареной стали параллельно с Заречным, однако там уже катаются. Часть депутатов развили эту мысль, предложив сменить подрядчика, раз он так долго не может подготовить проект. А депутат Олег Арефьев вновь поинтересовался, почему нельзя было взять типовой проект и давно уже его реализовать. Внятных ответов со стороны чиновников не последовало.

И вот 4 марта выяснилось, что администрация намерена потратить 600 тысяч рублей на сопровождение и контроль за разработкой проектно-сметной документации по строительству КОСКа с ледовой ареной.

«Проект идёт тяжело. Возникают то одни проблемы, то другие. С Концерном договорились, что делаем дополнительный контракт. По аналогии со стройнадзором при строительстве объекта здесь мы хотим проект-надзор подключить. Чтобы компания, которая обладает соответствующими лицензиями и сертификатом, провела аудит того, что нам напроектировали. Проверила, соответствует ли это всем требованиям, и так далее. Когда будет получено заключение, будем заходить на Госэкспертизу. Чтобы мы не попали в ситуацию, когда у нас есть проект, есть заключение Госэкспертизы, а построить по нему сложно», - пояснил новые затраты Глава города Андрей Захарцев.

Мы решили узнать мнение и ещё одной важной стороны в сложившейся ситуации - проектанта. ООО «Проектурал.ру» - подрядчик достаточно надёжный: громких судебных разбирательств за плечами у него нет, но есть список выполненных работ по госконтрактам. Однако и контракты все эти в основном касаются проектирования дорог. Такой объект, как наша ледовая арена, для подрядчика скорее исключение.

- Работа в скором времени будет завершена, и это главное, - отмечает главный инженер проекта Надежда Шушакова. Именно Надежда Валерьевна рассказывала о ледовой арене 16 декабря 2019 года на публичных слушаниях по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории.

- Администрация решила нанять организацию, которая займётся контролем за разрабатываемой документацией, как Вы к этому относитесь? - задали мы вопрос проектанту.

- Во-первых, заказчик имеет на это полное право в связи с отсутствием профильных специалистов в Управлении культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города. Мы с самого начала работы по контракту просили назначить технического заказчика, потому что начальник Управления культуры Яна Скоробогатова, с которой мы работаем, действительно не может знать, какой металл нужен, что правильно, а что нет с точки зрения нормативной документации проектирования и строительства.

Во-вторых, это замечательно, что хоть сейчас профессиональный контроль со стороны заказчика появится. Другое дело, что поздновато: по-хорошему, надо было раньше его нанимать. И тому, что к работе подключатся грамотные и опытные специалисты, которые не только проверят, но и подскажут, я рада. Дополнительный взгляд со стороны компетентных проектировщиков, тем более находящихся «вне ситуации», - это всегда на пользу любому проекту.

- Много ли работы по проекту ещё осталось?

- «Ещё немного, ещё чуть-чуть…» У нас «завис» вопрос с ливневой канализацией. В первоначально выданных технических условиях по ливневой канализации была дана только точка подключения в централизованную городскую сеть около новых домов. Проект мы сделали в апреле 2020 года, отправили на согласование балансодержателю сетей, затем началась пандемия, и в сентябре получили ответ: «Без организации очистных сооружений проект не будет согласован». Как раз сейчас идут консультации с Министерством строительства о том, нужно ли под них (очистные сооружения) отводить отдельный участок, потребуется ли оформление градостроительного плана земельного участка, необходимо ли проводить публичные слушания. Ответ должны дать в ближайшее время, но всё идёт к тому, что потребуется.

А так как этот участок для проектирования и строительства ранее не предусматривался, инженерные изыскания (геодезические, геологические, экологические, гидрометеорологические) на нём не проводились. Следовательно, опять предстоит оттяжка во времени. Кроме того, во многие уже разработанные разделы потребуется внесение изменений, т.к. очистные сооружения так или иначе затронуты во всех разделах проектной документации - либо упоминаются как объект проектирования, либо под них разрабатываются планировочные решения, фундаменты, ограждение, подводится электроосвещение, рассчитывается сметная стоимость и прочее, а также пересогласование в ПАО «Ростелеком», АО «Лифтналадка» раздела проекта «Сети связи», в ООО «Энергоплюс» раздела «Электроснабжение и электроосвещение.

- Так котельная всё-таки будет или нет?..

- Котельной, о которой столько говорили, не будет. Хотя этот вопрос нам пришлось прорабатывать, затратив немало времени. Даже в проектной документации в Экспертизу, которую мы готовили, было написано: «Котельная по отдельному проекту». Но котельная, слава Богу, отпала. Специалисты БАЭС и АО «Акватех» проанализировали ситуацию, увидели, что не так много нагрузки требует проектируемое здание и существующая тепловая камера, и сети теплоснабжения с ней справятся. Но проверочный гидравлический расчёт сети по пропускной способности мы проводили, балансодержателю предъявили.

- Почему тогда не использовать типовой проект, с которым, очевидно, мороки было бы меньше?

- Типовой проект - это простой и менее затратный путь, но в данном случае применение такого проекта не позволило бы достичь целей, поставленных заказчиком, по развитию спорта. Потому что в типовом проекте нет набора тех помещений, которые необходимы для реализации назревших потребностей города в спортивных сооружениях как для учебно-тренировочных занятий юных спортсменов (включая группы ледовой подготовки как по хоккею, так и по фигурному катанию) и проведения спортивных соревнований областного уровня по заявленным видам спорта, так и для организации физкультурно-оздоровительных занятий жителей города - массовое катание на коньках, занятия в залах ОФП, тренажёрном.

Есть нормативное определение физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК), а проектируемый объект под него не подходит, потому что здесь нет бассейна.

Есть понятие спортивно-развлекательного комплекса, а здание этому определению тоже не соответствует, потому что в нём не будет осуществляться концертно-развлекательная деятельность, для которой требуются гримёрные, костюмерные и другие специализированные помещения, потребуется трансформация ледовой арены. У нас иной набор как спортивных, так и вспомогательных помещений, поэтому типового проекта под все требования технического задания к контракту не нашлось.

А то, что в Сухом Логу раньше открылась ледовая арена «Литейщик», вполне объяснимо: из данных открытых источников в состав спортсооружения входит одна ледовая арена 60х30 м с 260-ю зрительскими местами, 6 раздевалок, медицинские кабинеты. Необходимо просто сравнить набор помещений всех зон (спортивной, вспомогательной, административной) и площади объекта: в Сухом Логу - 3 200 м2, на нашем объекте -11 792,4 м2.

- Каково приходится проектировщику в условиях постоянно меняющихся «хотелок» заказчика? Такая смена пожеланий для большого проекта - дело естественное или, скорее, исключение?

- В данном случае сталкиваются несколько реальностей: желание разработать качественный проект в необходимом заказчику объёме и несовершенство контрактной системы, которая не позволяет обоснованно регулировать сроки и стоимость разработки проектной документации. Проектировщик всегда находится в уязвимом положении, методов давления на него множество.

С другой стороны, можно было бы и отказаться от выполнения дополнительных требований, но кому тогда нужен объект, финансируемый бюджетом, однако не соответствующий всем потребностям заказчика и находящийся вне нормативно-правого поля?..

Типовой проект ледового дворца в Заречном использовать нельзя, потому что требования муниципалитета гораздо выше, чем могут обеспечить типовые сооружения.