Мерчендайзинг и шринкфляция

«Зареченская Ярмарка» №11 от 18 марта 2021 г.
Мерчендайзинг и шринкфляция

или Почему мы становимся щедрыми покупателями?

Пошёл в магазин за хлебом и молоком, а вернулся с двумя полными пакетами - знакомая ситуация? Между тем, это вовсе не означает, что вы транжира и абсолютно не умеете вести хозяйство. Просто вы, как потребитель, оказались во власти маркетинга - искусства нахождения, сохранения и выманивания денег у клиентов. О том, на какие уловки и хитрости маркетологов попались наши читатели и как с этим жить, «Зареченская Ярмарка» и попыталась разобраться.

Алёна АРХИПОВА

Многие уже усвоили, что «мерчендайзер» - это современный продавец, который выкладывает в магазине товар. И в то же время не знаем, что «мерчендайзинг» - главный, практический раздел маркетинга, оптимизация системы торговли, связанная с подготовкой товаров, их рекламой, а также стимулированием торговой деятельности. Это и есть те самые хитрые приёмы, которые заставляют нас быть щедрыми покупателями. Зареченцы вспомнили много подобных показательных примеров из своей жизни.

География зала и сила выкладки

- Более свежие продукты лежат глубже, дальше, за менее свежими. Поэтому я всегда достаю те молоко, творог, хлеб, йогурты, что лежат подальше или на самом дне лотка, обязательно смотрю дату производства. У нас в магазинах частенько продаётся «молочка» трёх- и даже пятидневной давности, а люди берут сверху и не замечают.

- Хлеб и другие продукты первой необходимости всегда в конце зала. Пока до них доберёшься, наберёшь полную корзину. Чем дольше идёшь, тем больше покупок в корзине.

- Продукты на уровне глаз, как правило, дороже, чем те, что на верхних или нижних полках. А товары для детей - игрушки, сладости - всегда лежат внизу, возле кассы. Пока стоишь с ребёнком в очереди, он обязательно что-нибудь увидит и выпросит.

- Знаю, что в больших магазинах используют ароматизаторы. Когда вкусно пахнет чесноком или свежей выпечкой, даже если хотел, мимо не пройдёшь. Кстати, местные предприниматели тоже это использовали. Помню, в одном подвальном магазине Заречного всегда пахло ванилью - там был большой спрос на весовое печенье. А в другом часто грели в микроволновке пиццу, хотдог или курочку копчёную.

Акции, бонусы и мода на здоровье

- Любая мама в нашем городе как вспомнит промо-акции со всякими скрепышами, миньонами или мультгероями, так вздрогнет. Дети бредят желанием заполучить дорогие эксклюзивные игрушки и собрать всю коллекцию, но для этого нужно собирать наклейки, которые дают за покупки на определённую сумму, весьма ощутимую. Вот родители и тратят в магазинах в разы больше, чем нужно, чтобы получить эти наклейки. А сколько слёз потом у всех, когда буклет заполнен, а подарочного или со скидкой товара уже нет.

- Повелась на бонусную систему в одном из магазинов. В итоге запуталась во всех этих скидках и акциях на следующий товар, обязательных допусловиях. До сих пор просчитать свою выгоду не могу, так как её по факту и не было.

- Как-то купилась на рекламу продукции новой марки с приставкой «Эко» или «Био». «Подороже, но зато своё, экологическое», - подумала я. Оказалась молочка всё с тем же качеством, которую обычно беру. А подружка одно время брала колбасу «Без ГМО», пока не прочитала весь внушительный список всяких глутаматов, добавок и красителей в её составе. Почему-то люди слепо верят «честным» фразам «Проверено педиатрами», «Выбор мам» и прочим.

Хитрые ценники

- Не раз сталкивался: стоит большая красная цена со скидкой, отгибаешь её, а внизу не убрана старая цена - гораздо меньше первой.

- На полке цена одна, а на кассе уже другая. Кассир утверждает, что ценники забыли поменять, акция закончилась или не успели завести новые в программу. Большинство людей в таких случаях не спорят и даже не идут товар менять, берут дорогой.

- Умиляет ценники «2 по цене 3», или «на третий товар скидка». Крупно на них только выгодная цена, а условия акции написаны мелко - не прочитаешь. В магазинах «Верный», например, продавцы не напоминают эти условия на кассе.

- Убойный приём - цена «999 рублей». По-моему, называется психология круглых чисел. Мы, покупатели, визуально воспринимаем только первую цифру и искренне думаем, что покупаем кофту за 900, а не за 1 000 рублей.

- Наблюдала в магазине ажиотаж на распродаже мандаринов не первой свежести по «выгодной» цене. Старая на крупном ярком ценнике была перечёркнута. Ни один, кто эти мандарины хватал, не подумал, что новая цена взята из головы, и что они столько никогда не стоили. Кстати, рядом продавались замечательные фрукты - гораздо дешевле.

- Заметьте: часто в магазинах ценники специально делают красными или жёлтыми. И покупатели воспринимают их, как привлекательную скидку, берут именно этот товар, хотя цена оставалась неизменной.

Шринкфляция

- Только в последнее время поняла, что у многих продуктов уменьшился вес. Батоны любимой колбасы уже не 1 или 0,5 кг, а 800 и 450 граммов, молоко, сок или подсолнечное масло - не 1 литр, а 900, 850 граммов, яйца в упаковке с надписью «С1» по факту «С2». То же самое происходит с тюбиками зубной пасты, кремов, лекарственных препаратов. Покупаешь, например, крем «Карега», а в середине тюбика воздух, пустота. Получается, что мы берём товар меньшего веса, при этом цена всё та же, что и была, и упаковка такая же по размеру. Оказывается, у этого феномена даже название есть - «шринкфляция»: снижение количества (объёма, веса) товара при сохранении размера (объёма) упаковки и отпускной цены товара.

Всё законно

- Маркетинговые технологии основаны на поведении разных типов и сегментов потребителей. Особенности разных психотипов людей учитываются в любой профессиональной деятельности, в том числе в менеджменте, продажах и в маркетинге, что не является противозаконным, - комментирует наш эксперт, доктор экономических наук, завкафедрой маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ Лариса Капустина. - Покупатель в условиях рынка имеет широкий выбор магазинов и товаров, несёт полную ответственность за свои действия. Так же, как юрист скажет, что нужно внимательно читать все пункты договора, чтобы не быть обманутым, так и маркетологи советуют покупателям внимательно изучать информацию продавцов и поставщиков в магазине. Никто не заставляет людей покупать сверх меры. Единственный способ избежать разочарования - изначально внимательно знакомиться с условиями распродаж и акций, оценивать размер своих покупок и относиться к скидкам, как к приятному бонусу.

В любой отрасли есть профессионалы, во все времена и во всех странах были честные продавцы и не очень, и застраховаться от обмана можно, только внимательно читая ценники.

Советы эксперта:

1. Заранее планируйте список покупок и не отклоняйтесь от него в магазине.

2. Обязательно смотрите срок годности продукта.

3. Внимательно изучайте ценники.

4. Уточняйте условия акций у продавцов.

5. Нет времени на изучение информации - откажитесь от покупки.

6. Сохраняйте чеки, проверяйте цены на кассе.

7. Внимательно читайте информацию о составе продукта на упаковке.

8. Можно получить реальную выгоду, приобретая товар со скидкой.

9. Хотите купить товар длительного пользования, изучите всю информацию о нём в интернете, ценовые предложения разных ТЦ, прочитайте отзывы покупателей и только потом покупайте.

10. Допустили ошибку - в определённый срок можно вернуть товар магазину.

11. Пользуйтесь законом "О защите прав потребителей"!