Что за паника

«Зареченская Ярмарка» №25 от 18 июня 2020 г.

Почти год сопротивлялись зареченские депутаты, но всё-таки приняли документ, который определяет меры наказания за свои ошибки. Правда, сделали они это под весьма убедительные доводы прокуратуры.

Юлия ВИШНЯКОВА

Порядок применения мер ответственности к лицам, замещающим муниципальные должности, по сути, определяет меры наказания должностных лиц, если они заподозрены в нарушении законов по противодействию коррупции. Документ подразумевает ответственность в отношении нарушителя в случае предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах и имуществе как самого депутата, так и членов его семьи. Это может быть просто предупреждение, а может и освобождение от депутатского мандата.

Оценивать степень искажения данных, предоставленных депутатом, а также предлагать в отношении нарушителей меру наказания должна думская мандатная комиссия, которая состоит из четырёх народных избранников. Окончательное решение о применении мер ответственности принимается депутатами коллективно на заседании Думы.

- Прокуратура говорит, что мы должны принять этот порядок. Откладывать дальше смысла нет. Если не примем, то при малейшем обращении внимания суда или губернатора за неверные данные в отчёте депутат будет лишён мандата. А принятие порядка позволит нам самим влиять на эти вопросы, - уверен председатель Думы Андрей Кузнецов.

Однако не все депутаты согласились с председателем. Основной аргумент народных избранников заключался в том, что свою работу они выполняют на неосвобождённой основе, то есть не получают за неё из бюджета никакой зарплаты или вознаграждения. Кроме того, все решения принимаются коллегиально, а значит, коррупция невозможна. И поэтому даже в случае искажения данных о своих доходах наказывать их никто не имеет права.

- Это положение к борьбе с коррупцией не имеет никакого отношения: мы все на неосвобождённой основе работаем. Мы ни на что не влияем. Мы не получаем деньги. Решение принимаются коллективно. Где здесь коррупция? Этот порядок - это очередной инструмент в борьбе с неугодными депутатами. Если его так активно проталкивают сверху, то значит, нас пытаются лишить тех последних зачатков местного самоуправления, на которые мы ещё можем влиять. Они сверху нам указывают: сами себя наказывайте. Вы хотите сказать, что у меня за нулевой счёт, который я не указал, мандата лишат? Они меня выбирали? Лишить мандата могут только за очень грубое нарушение, - настаивал депутат Дубровский. Согласился с коллегой и Николай Хахалкин, правда, добавил, что «бороться с прокуратурой нет смысла».

Всегда негативно в отношении обнародований сведений о своих доходах выступал и депутат Илья Филин.

- Мы не получаем денег из бюджета, не занимаем должностей. Мы честно предоставляем свои персональные данные, и, к сожалению, объектом внимания становится не то, есть или нет коррупционная составляющая, а сразу начинается интерес к тому, что у тебя есть. А это непорядочно. Любые данные можно извратить, зато потом кто-то на них пропиарится, - уверен этот народный избранник.

Против данного положения неоднократно выступал и Виталий Ваганов, потому что, по его словам, «раз мы на неосвобождённой основе работаем, на общественных началах, то не должны в принципе предоставлять отчёты о своих доходах». На мартовском заседании Думы Ваганов предложил даже обратиться с этой проблемой в депутатскую вертикаль и к депутату Госдумы Максиму Иванову, «чтобы внести корректировку в закон, который нас обязывает отчитываться, и добавить исключение для неосвобождённых депутатов». Судьба этого обращения до сих пор неизвестна.

А вот Дмитрий Сарнацкий, хоть в чём-то и согласился со своими коллегами, но уверен, что принимать Порядок надо.

- Мы долго разрабатывали это положение. Изучали практику других муниципалитетов. Но нигде не нашли нормального толкования, что такое мелкое нарушение, а что - нет. Тем не менее, если мы не примем сейчас этот Порядок, мы не выполним федеральное законодательство. А это нехорошо, потому что мы должны действовать в рамках существующего права, иначе это будет не самоуправление, а самоуправство, - считает Сарнацкий.

Сарнацкий прав: можно сколько угодно говорить о том, что депутат не получает за свою работу деньги, но ведь народные избранники знали, на какую работу шли. Более того, позиция государства в этом вопросе однозначная: никаких исключений для неосвобождённых депутатов оно не делает, и возможности для коррупции в их случае также усматривает, поэтому представленные депутатами сведения тщательно проверяются, в том числе и прокуратурой.

Так, в прошедшем году Белоярская межрайонная прокуратура провела масштабную проверку сведений о доходах, предоставленных зареченскими депутатами городской Думы. В результате нарушения были найдены у 13-ти из 19-ти человек. Эти нарушения, по оценкам самих депутатов, незначительные. Так, Павел Филиппов пострадал из-за полной тёзки жены. Другие депутаты забыли указать старые пустые счета в банках.

- В основном замечания касались того, что люди не знают, что у них есть какой-то пустой счёт. Уверяю, там нет дачи в Майами, пароходов, коттеджей, - считает Кузнецов. Но пока не принят Порядок, и за такие нулевые счета депутаты Заречного могут лишиться своих мандатов.

- Проверка прокуратуры и принимаемое положение - это разные вещи. К той проверке мы вернёмся, когда придёт информация от администрации губернатора. Сегодня мы говорим о том, что у вас не принят нормативно-правовой акт с июля 2019 года. Что за паника, я понять не могу? - искренне удивлялась помощник Белоярского межрайонного прокурора Евгения Нисковских. - Этот Порядок нужен, чтобы впоследствии рассматривать наше первоначальное представление. Чтобы вы могли что-то сделать для себя. Если не будет Порядка, у вас не будет альтернативы - только сложить полномочия. Вы себя топите, не принимая этот документ. Мне кажется, Заречный - единственный муниципалитет, где этот Порядок не принят. И если вы не примете его, мы вынуждены будем пойти в суд, чтобы признать бездействие органа местного самоуправления.

Таким аргументам народные избранники возразить не смогли и большинством голосов проголосовали за многострадальный Порядок наказания самих себя.

Нас пытаются лишить последних зачатков местного самоуправления, на которые мы ещё можем влиять!