Библиотечная мама

«Зареченская Ярмарка» №21 от 21 мая 2020 г.

17 мая 80 лет исполнилось Эмме Алексеевне Шмотьевой, которая 42 года проработала в школьной библиотеке.

Татьяна ГОРОХОВА

Судьба Эммы Алексеевны похожа на судьбы сотен её ровесников: дедушка был первым директором мельницы №5, ставшей затем Мельзаводом. В 1937 году его арестовали по обвинению в троцкизме и через год расстреляли. Отец работал на секретном военном заводе на Дальнем Востоке, на фронт не попал, а в 1947 году по доносу был арестован. Мать Эммы оказалась в тюрьме, старшую дочь отправили в ремесленное училище, а младшую, Эмму, - в детдом.

Семья воссоединилась лишь спустя 5 лет в посёлке Весёлая Горка в Хабаровском крае, куда отца отправили отбывать ссылку, мать после тюрьмы отправилась вслед за ним, забрав дочку из детского дома. В посёлке жили репрессированные и репатриированные бандеровцы. Раз в месяц прилетал «кукурузник» - самолёт АН-2, это была связь с внешним миром. В школе, где училась Эмма, преподавали ссыльные учителя.

После окончания школы молодая девушка поступила в педагогический институт Комсомольска-на-Амуре, но закончить его не смогла.

- Нашёлся один «добрый человек», который сообщил, что при поступлении я скрыла, что мой отец репрессированный, - вспоминает Эмма Алексеевна. - Декан факультета, где я училась, возвращая мне документы, сказал: «Вы не имеете права работать в школе!»

Однако судьба распорядилась так, что с 1963 по 2005 годы я проработала в одной из школ Заречного. В 1963 году отец был реабилитирован, срок ссылки закончился, и родители решили вернуться на свою родину - на Урал. К тому времени я закончила библиотечное отделение Хабаровского культпросветучилища и поехала вместе с ними. Мама устроилась работать в сельскую библиотеку, которая находилась на втором этаже старого храма, и жили мы там же в небольшой комнатке. Оттуда ездили на работу: отец - на БЗСК, а я в школу №4.

42 года я была хранителем школьного книжного царства. Дети и книги были неотъемлемой частью моей жизни. С учениками начальных классов проводила утренники, посвящённые писателям; в средних классах - литературные часы, в старших - юбилейные исторические и литературные вечера. Сочувствие и переживание находили у меня те, кто учился и работал в школе. Ученики с 1 по 10 класс, которых у меня было много, помогли мне, сами того не зная, пережить уход родителей в мир иной и проблемы на работе. Некоторые из ребят называли меня «библиотечной мамой», о некоторых из них и сегодня душа болит. Многие бывшие ребята давно сами стали бабушками и дедушками, а для меня они по-прежнему остаются детьми.

Все 42 года я старалась служить своему делу, а не выслуживаться. У меня было обострённое чувство справедливости. Я болезненно воспринимала любую несправедливость, никогда не прощала подлости и предательства, хотя не раз сталкивалась с тем и другим, всегда имела собственное мнение и, как могла, отстаивала его.

Судьба преподнесла мне дорогой подарок: я дожила до 80 лет, несмотря на то, что нахожусь в группе риска по здоровью.

Редакция «Зареченской Ярмарки» от всей души поздравляет Эмму Алексеевну Шмотьеву, человека нелёгкой судьбы, сильного духом, преданного своему делу, со славным юбилеем.