Лекарство от инфодемии

«Зареченская Ярмарка» №17 от 23 апреля 2020 г.

Во время критических ситуаций спрос на информацию резко возрастает. Так есть и было во все времена: войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие форс-мажоры заставляют людей искать выход из положения. Но чтобы его найти, нужна всесторонняя и подтверждённая информация. В век интернета и в условиях мировой пандемии увеличивается количество подписчиков практически на всех интернет-ресурсах, резко повышается доверие к печатным СМИ, люди готовы сутками смотреть телевизор. Именно сейчас людям особенно нужна продуманная информационная политика.

Юлия ВИШНЯКОВА

Главный враг паники

Между тем Свердловская, Волгоградская области, а также Башкирия и Северная Осетия стали лидерами по числу ресурсов, на которых размещены фейки о ситуации с коронавирусом. Об этом говорится на сайте Генпрокуратуры. В нашем регионе распространяют в основном паническую информацию о якобы больших масштабах эпидемии, которые власти скрывают от народа. Такие фейки по-другому называются «инфодемией». Впервые этот термин появился в отчёте ВОЗ 2 февраля 2020 года в связи с эпидемией COVID-19: «Это эпидемия информационного пространства: волна дезинформации, слухов, домыслов, сплетен, паники, отрицания».

Информация «о том, что от нас что-то скрывают, чего-то не договаривают» падает на плодородную почву. Так уж получилось, что и в Заречном слухи попадают в информационное поле намного быстрее официальных комментариев: люди делятся ими в соцсетях и мессенджерах, пересказывают друг другу при встрече. Местные власти реагируют на эту информацию, но с запозданием и крайне дозированно, либо просто перенаправляют на федеральные ресурсы, где про Заречный ничего не сказано. Недоговорённости ловко заполняют новые домыслы.

- Коронавирус, безусловно, востребованная тема, которая очень интересует жителей. Её необходимо освещать. Всегда найдутся желающие дестабилизировать обстановку, и людям необходимы официальные сообщения в режиме онлайн. Все прекрасно знают, что порталы надзорных ведомств, где за день размещают одну-две информации, не самые посещаемые. Эти новости никогда не попадут в топ «Яндекса», следовательно, на них мало кто обратит внимание. Правильное информирование - главный враг паники, - считает политолог и наш эксперт Анатолий Гагарин.

За примером того, как легко эту панику посеять, далеко ходить не надо. Любой автор фейков позавидует администрации Камышлова, которая 10 марта без лишних объяснений опубликовала на официальном сайте проект документа «Об организации срочного захоронения трупов людей в условиях военного времени и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях». Проект регулировал порядок массовых захоронений в братских могилах, в которых можно будет захоронить до 100 трупов: «При погребении больных, умерших вследствие тяжёлых инфекционных заболеваний, обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или 10% раствором хлорной извести, засыпаемой на дно могилы слоем в 23 сантиметра». Жители Камышлова вздрогнули. И хотя аналогичные регламенты уже приняты во многих городах в соответствии с федеральным законодательством «О гражданской обороне», требованиями МЧС и правительства региона, очевидно, что время публикации документа было выбрано, согласитесь, не совсем удачно.

Будьте проще, и к тебе потянутся люди

Неплохой пример демонстрирует губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. В своём аккаунте в Инстаграме (губернатор пользуется только этой соцсетью) он в ежедневном режиме отвечает на десятки вопросов жителей, информирует о новых указах и постановлениях, причём делает это порой быстрее, чем различные официальные сайты. И всё чаще СМИ в своих публикациях ссылаются именно на этот ресурс. «Instagram губернатора поначалу воспринимался многими как нечто постановочное, обязательное, для галочки. Но неожиданно он превратился в площадку для обратной связи с первым лицом региона», - весьма точно охарактеризовали происходящее журналисты ЕАН.

В своих сообщениях Евгений Владимирович говорит о непростых вещах, но доходчиво и по-человечески подбирает слова, понятные каждому: «Говорят, в Китае во время карантина из-за коронавируса резко выросло количество желающих развестись. Уральцы, я уверен, народ сильный, и мы сможем перенести это испытание, сохранив и личные, и рабочие отношения»; «Признаюсь, меня тоже злит вся эта ситуация. Каждый день мы с коллегами в правительстве ломаем голову над новыми мерами поддержки для бизнеса и нуждающихся, и каждый день я понимаю: этого недостаточно…»

Но немногие главы муниципалитетов вслед за губернатором пытаются наладить диалог с населением, избегая формализмов и официоза. Мы изучили их странички в соцсетях, и показательной в этом отношении оказалась страничка мэра Новоуральска Владимир Цветова в Фейсбуке. Прежде публикации на ней появлялись раз в два-три месяца, (как, впрочем, и у Главы Заречного Андрея Захарцева). Но с начала апреля Цветов её заметно оживил. Здесь мэр обращается к населению, здесь же рассказывает об итогах заседания оперативного штаба. Количество лайков под этими постами растёт, появляются вопросы и комментарии, чего прежде не наблюдалось. В режиме оперативного общения с жителями Цветов продержался ровно 10 дней, после этого его страничка вновь ушла в «режим ожидания».

Формат видеообращений использует не только Глава Заречного, но и руководители Асбеста, Белоярского, Качканара. Интересно поступили городские власти Заречного: пусть с отставанием, пусть не всегда и не на всё, но они дают некоторую информацию. Площадкой для этого выбраны лишь те СМИ, которые получают зарплату из городского бюджета.

Большинство же глав Свердловской области для информирования населения используют муниципальные сайты: в основном там публикуется сухая информация, документы, номера экстренных телефонов и назидательные рекомендации гражданам.

Меньше знаешь - крепче спишь

Сайт МСЧ-32 мог бы стать ещё одной площадкой для оперативной и достоверной информации. Но не стал.

В этом отношении показательный пример - группа в социальных сетях Белоярской ЦРБ. О первом подтверждённом случае заражения COVID-19 в Белоярке здесь сообщили 16 апреля в 11 утра: «Да, действительно, в Белоярском районе зарегистрирован первый случай коронавируса. Вчера диагноз подтвердился, поэтому сегодня доводим до населения данную информацию. Состояние пациентки удовлетворительное. Установлен круг лиц, общавшихся с ней (30 человек - родные, коллеги по работе, соседи). В отношении контактных лиц проводятся профилактические мероприятия». Однако вскоре данный пост был удалён и заменён на сухую информацию из группы «Минздрава Свердловской области», где о случившемся в Белоярке упоминалось без всяких подробностей…

Так что, всё познаётся в сравнении.