Врач не от бога - Часть вторая

«Зареченская Ярмарка» №48 от 28 ноября 2019 г.

Впервые об этой печальной истории наша газета рассказала в апреле этого года^. Из-за неправильно поставленного диагноза и халатного отношения врачей в хирургическом отделении МСЧ-32 умер 41-летний мужчина. Убитая горем мать в поисках справедливости обратилась в правоохранительные органы, потом подала иск в Заречный районный суд.

Алёна АРХИПОВА

В обосновании иска Татьяна Кузина* пояснила: «21 февраля 2018 года в МСЧ-32 обратился мой сын Алексей Иванов* с жалобами на боли в животе. Ему поставили диагноз «острый аппендицит» и в тот же день прооперировали, позже сообщили мне, что операция прошла нормально. 23-го у Алексея поднялась температура до +38,5. 25-го ему стало ещё хуже: открылась непроходящая икота, вздулся живот, мучали боли, тяжело было подниматься. С 23 по 25 февраля с ним всё время был кто-нибудь из родственников. В эти дни никто из врачей в палате не появлялся…»

26-го утром Татьяна зашла в ординаторскую, где сидели заведующий отделением Федотов* и другой хирург. Один был занят планшетом, другой - телефоном. Она возмутилась: «За три дня сыну стало значительно хуже! Почему за это время никто из врачей не подходил к пациенту?» Лечащий врач Алексея хирург Нечаев* (тот, кто вырезал аппендицит. - Прим. ред.) даже не оторвался от телефона. В тот день медики так никаких действий и не предприняли. На вопросы матери говорили, что наблюдают. 27-го, после того, как мужчине стало совсем плохо, ему сделали рентген и УЗИ, начали ставить капельницы. Заведующий отделением принял решение делать видеолапароскопию. После длительной операции Кузиной сообщили, что у её сына некроз поджелудочной железы и его переводят в реанимацию. 28 февраля утром Алексей Иванов скончался.

Полагая, что в смерти сына виноваты врачи МСЧ-32, мать обратилась к правоохранителям. Было возбуждено уголовное дело, в его рамках проведена комплексная судебно-медицинская экспертиза. И по её результатам дело было прекращено в связи с отсутствием прямой причинно-следственной связи между действиями медперсонала и смертью мужчины. Однако эксперты сошлись во мнении, что «медицинская помощь пациенту была оказана не в полном объёме»: неправильно установили диагноз «острый аппендицит», не провели динамическое наблюдение за пациентом с 23 по 25 февраля, неполно обследовали Иванова при ухудшении состояния 26 февраля, несвоевременно провели УЗИ и рентгенологическое исследование и, как следствие, - запоздалое хирургическое лечение. «Сами по себе данные дефекты оказания медпомощи причиной смерти не являлись, но способствовали выраженности (тяжести) течения осложнённого панкреонекроза и забрюшинной флегмоны, что повлекло за собой запоздалость хирургического лечения и наступление смерти». Эксперты отметили: «Исход лечения при имеющихся у мужчины заболеваниях напрямую зависел от своевременности выявления и скорейшего назначения адекватного медикаментозного лечения».

Адвокат Филонина, выступающая в интересах истицы, просила суд обязать МСЧ-32 компенсировать Кузиной причинённый ей моральный вред в размере 2 миллионов рублей. Ответчик требования не признал. Пояснил, что операция по удалению аппендицита «выполнена по клиническим показаниям, своевременно, технически правильно. После операции состояние Иванова сутки было стабильным, признаков перитонита не было». В период пребывания в стационаре пациента лечили согласно стандарту: «Проводили антибактериальную, инфузионную, симптоматическую терапию, но они не имели эффекта». Тогда лечение было скорректировано, при состоянии с отрицательной динамикой проведена ещё одна операция, послеоперационный диагноз поставлен другой, «исход заболевания определили возникшие осложнения». Хирург Нечаев в суде утверждал, что установил первичный диагноз правильно и лечил пациента как надо. Также врач признал, что «аппендицит у Алексея Иванова мог развиться на фоне острого панкреатита, возможно, с нарушением питания. Заболевания «аппендицит» и «панкреатит с некрозом» имеют схожие признаки - сухость во рту, тошнота. Могут быть и отличительные признаки, в том числе и признаки внешней визуализации». Заведующий отделением хирургии в заседании добавил, что при поступлении Иванова осматривали 3 хирурга, пациенту безоговорочно был поставлен диагноз «аппендицит». Аб-солютно все симптомы соответствовали данному диагнозу - по правилам, операцию по удалению аппендикса нужно было провести в течение 2 часов, что и было сделано. Впоследствии мужчине стало хуже, была проведена видеолапароскопия, поставлен диагноз «некроз поджелудочной железы». Это заболевание сложно диагностировать на ранних стадиях, с ним, как правило, люди не выживают.

Заречный районный суд (судья Юлия Мельникова) решил следующее. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гласит: медицинские организации и медработники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, за причинение вреда жизни и здоровью гражданам при оказании медицинской помощи. Данный вред возмещается медицинскими организациями в объёме и порядке, установленными законом. Экспертное заключение установило факт нарушения при оказании медпомощи Иванову. Ответчик не опроверг причинную связь между действиями врачей по оказанию медуслуг и наступлением вреда. Истица утратила близкого человека - единственного сына, изменился весь уклад её жизни. И нет оснований подвергать этот факт сомнению.

В результате исковые требования Кузиной были удовлетворены частично. С МСЧ-32 в её пользу взыскано более миллиона рублей. Также Заречный районный суд вынес частное определение: обратить внимание руководителя ФМБА, министра здравоохранения Свердловской области на допущенные нарушения законодательства о здравоохранении для принятия мер, исключающих такие нарушения в будущем. Данные структуры должны были в течение месяца доложить о принятых мерах. МСЧ-32 и его сотрудники попробовали оспорить решение суда в вышестоящей судебной инстанции. Однако Свердловский областной суд оставил решение Заречного районного суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

ФМБА рассмотрело данный смертельный случай и посчитало, что врачи МСЧ-32 исполнили свои обязанности надлежащим образом: спустя год хирургическое отделение стационара укомплектовано более опытными хирургами, а хирург Нечаев переведён в поликлинику для ведения амбулаторного приёма.

*Персональные данные изменены.

^ zar-yarmarka.ru