Болевые точки образования

«Зареченская Ярмарка» №21 от 23 мая 2019 г.

29 апреля о работе Управления образования и итогах прошедшего года рассказала замначальника Управления Ирина Логинова. И это был доклад не только о победах и достижениях, Логинова не побоялась озвучить и те проблемные точки, которые есть сегодня в системе образования.

Юлия ВИШНЯКОВА

Садики

Доступность садиков для детей от трех лет уже давно равна 100%. Однако детям более младшим садиков не хватает, групп для детей до года в Заречном тоже нет. Садик посещает лишь 33% детей от 1 года до 3 лет. Большие надежды в этом вопросе возлагались на ДДУ №50 на 280 мест. Однако судьба его всё ещё не ясна, а ведь он мог бы полностью закрыть потребность.

Не так давно депутаты городской Думы вспомнили о своих обещаниях о возвращении в детские сады 12-часового рабочего дня: с 6.45 до 18.45. По словам Логиновой, сейчас экономисты Управления прорабатывают этот вопрос.

Школы

Подъём рождаемости привёл к тому, что и количество первоклассников от года к году растёт. Нынче их станет больше на два класса, по сравнению с 2018-ым. А через два года наши школы должны будут принять не 470 первоклассников, как сейчас, а около 620.

- Для нас это серьёзный вопрос. Школы подошли к рубежу наполняемости, на такое количество детей они не рассчитаны, - считает Логинова.

Ещё одна важная проблема наших учебных заведений- старение кадров.

- Сегодня порядка 40% учителей в школах - это пенсионеры. Как привлекать молодых специалистов, если их оклад 7 252 рубля? Целевой набор не помогает: каждый год мы отправляем 6 человек потенциальных целевиков. Но они поступают сами и отказываются от целевого набора. Самая критичная кадровая ситуация сложилась по учителям математики, естественно-научного цикла, учителям иностранного языка, особенно второго.

Кружки и секции

Что касается дополнительного образования, то тут, казалось бы, в Заречном всё хорошо: охват ребят от 5 до 18 лет превышает даже целевые показатели: 85% вместо 70-75%. Таким образом, более пяти тысяч детей занимаются в кружках, студиях и спортивных секциях. В настоящее время начинается подготовка к переходу на персонифицированный учёт в дополнительном образовании… О сути этой малопонятной формулировки говорят осторожно.

С 1 января 2019 года Свердловская область стала одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, то есть вроде как этим закрепляются обязательства государства по оплате допобразования. Всем детям (или родителям) должны быть выданы специальные именные сертификаты, где будут закреплены бюджетные средства для оплаты кружков и секций в любой организации вне зависимости от форм собственности (муниципальная, частная или др.). Так государство хочет дать детям возможность учиться «бесплатно» не только в государственных домах творчества, но и в коммерческих структурах. Это, по мнению реформаторов, повысит конкуренцию на рынке допуслуг, а значит, и их качество.

- Если очень простыми словами, то каждый ребёнок имеет право на допобразование. Это право будет ему обозначено в виде определённого сертификата на получение этой услуги от государств. А он с этим сертификатом сможет пойти в музыкальную школу, ЦДТ. Вот только это будет неудобно тем, кто по 5 кружков посещает. Тут уже встанет вопрос, за счёт бюджета эти кружки или за счёт родителей, - пояснила Логинова.

В этом и загвоздка для нашего города. По сути, в Заречном не было проблем ни с доступностью дополнительного образования, ни с его качеством, ни с его разнообразием. Ребята могли бесплатно заниматься не только в Центре творчества, но и в спортивной, музыкальной, художественной школах. Были бы силы. А что будет, когда дети получат именные сертификаты от государства?

- Правильно ли я понял, что если моя дочь ходила в музыкальную школу и художественную, то моя внучка сможет пойти только в одну школу бесплатно по сертификату, а за вторую школу придётся платить? - уточнил депутат Ведерников.

- Пока у нас нет чёткого документа. Но возможно, да, так и будет, - развела руками Логинова.

Когда ждать перемен в допобразовании, пока неясно. По словам Главы города, область определила сроки, когда какой муниципалитет должен перейти на эту схему. Для Заречного переход обозначен 2019-м годом. Администрация написала письмо-ходатайство в министерство образования области и попросило Заречный в этом году в эту работу не включать, перенести сроки на 2020 год. Но ответа пока нет. К слову, и сама область полностью должна перейти на персонифицированный подход в 2020 году.