Робот из Заречного появился в Дубае

«Зареченская Ярмарка» №24 от 14 июня 2018 г.
Робот из Заречного появился в Дубае

… Посреди знойной пустыни тянутся тысячи километров линии электропередач. Они плавятся от палящего солнца, их мотают песчаные бури, они рвутся под влиянием коррозии, и вдруг…. В небе появляется летающий паук, садится на провода, смывает песок и грязь и, как доктор, лечит провода. Думаете, фантастика? А вот и нет. Уникальный робот - канатоход разработан в Заречном.

Алёна АРХИПОВА

В июне 1986 года, когда зареченские атомщики участвовали в ликвидации последствий техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС, на Белоярской АЭС специалисты ПРП «Белоярскатомэнергоремонт» занимались разработкой очередного робота - канатохода, который должен был контролировать параметры состояния разрушенного реактора. В июле 86-го разработка успешно прошла испытания в Чернобыле. Тогда она очень помогла ликвидаторам. И вот через 32 года канатоход обрёл вторую жизнь. О том, как изобретение конструкторов из Заречного используется сейчас, какую пользу приносит российской и мировой энергетике, - наш разговор с профессором кафедры атомных станций и возобновляемых источников энергии УрФУ, бывшим руководителем ПРП «Белоярскатомэнергоремонт» Арнольдом Георгиевичем Шастиным.

- Предприятие «Атомспецконтроль», созданное на базе лаборатории металлов Белоярской АЭС, всегда тесно сотрудничало с кафедрой атомных электростанций бывшего УПИ, нынешней кафедрой атомных станций и возобновляемых источников Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина, - рассказывает Арнольд Георгиевич. - В былые времена к нам на практику присылали студентов, а мы передавали кафедре действующие макеты наших разработок. Когда-то студенты на этих автоматах варили, резали трубы, измеряли - практиковались. После изменения статуса института многих лаборантов и инженеров сократили. Обслуживать действующие макеты стало некому, многие вышли из строя. И тут у некоторых наших экспонатов появился шанс на спасение.

При УрФУ организовалась группа студентов под руководством Александра Лемеха, которая начала заниматься робототехникой. Саша прознал, что на нашей кафедре есть уникальные роботы-автоматы, пришёл, посмотрел, изучил. Сначала предложил отремонтировать электрическую часть «газорезки» - робота, который самостоятельно резал трубы. Тут как раз проходил очередной ИННОПРОМ, на котором наша газорезка побывала в качестве экспоната. Потом шустрый Александр отвёз газорезку и ещё две разработки с кафедры, в том числе модернизированное транспортное устройство, которое может ездить внутри труб, на выставку робототехники в Сколково. Там наши действующие макеты произвели фурор, многие эксперты и журналисты были искренне удивлены, что этим разработкам более 30 лет.

Тогда же я рассказал Саше Лемеху о канатоходе, который мы когда-то разработали в помощь ликвидаторам аварии в Чернобыле. И у него появилась идея: а что, если канатоход с помощью квадрокоптера устанавливать на ЛЭП и таким образом диагностировать состояние проводов? Меня это заинтересовало, обсудили детали. Я привлёк к работе нашего бывшего конструктора Вадима Криворотова. Вадим Алексан-дрович год трудился, заново делал чертежи. Надо было решить определённые сложности: ведь чернобыльский канатоход был предназначен для тяжёлых грузов, сам был утяжелён. А у нового другие задачи - он должен был быть значительно легче. Спасибо Вадиму, студентам-помощникам, - всё получилось.

К тому времени Лемех создал малое инновационное предприятие УрФУ «Лаборатория будущего», отправил документы проекта «Канатоход» в Сколково. Проект был утверждён и получил 2 миллиона рублей от Фонда содействия инновациям на доработку и грант первой стадии от фонда «Сколково». Теперь наш канатоход летает, садится на линии электропередач. Он позволит дистанционно мониторить и определять места возможных повреждений на ЛЭП. Оснащённый телекамерами, ведёт визуальный осмотр проводов, изоляторов, опор, грозозащитного каната. С помощью лазерного дальномера может сканировать трассу, строить карту, выявлять возникающие отклонения от правил содержания трассы, измерять увеличение провисания проводов, записывать получаемые данные. Он может контролировать воздействие коррозии на несущий стальной сердечник электрических проводов, который из-за обледенения или ветра нередко рвётся. Наконец, грязь и песок, которые попадают на линии и очень им вредят, робот может их смывать и даже покрывать провода смазкой. В перспективе один такой комплекс сможет обслуживать более тысячи километров ЛЭП. Это позволит быстро устранять аварии на электросетях и снизит риск для самих электриков.

В марте 2018 года канатоход побывал на выставке в Дубае и очень заинтересовал арабского шейха. По итогам выставки был запущен проект пилотного внедрения комплекса «Канатоход» в местной государственной компании, обеспечивающей электро- и водоснабжение в Дубае. Определили воздушную линию электропередачи, наши разработчики на неё выезжали, собрали информацию для построения цифровой 3D-модели, чтобы провести там комплексные инженерные испытания робота.

С того времени более 20 электросетевых компаний различных стран, в том числе ОАЭ, Саудовской Аравии, Индии, Пакистана, Эфиопии, запросили коммерческие предложения на покупку диагностического комплекса. Аналогов нашему новому канатоходу в мире нет, а значит, его ждёт грандиозное будущее.

По словам директора «Лаборатории будущего» Александра Лемеха, разработка

диагностического комплекса «Канатоход» осуществляется при поддержке губернатора Евгения Куйвашева и правительства Свердловской области. На данный момент канатоход проходит опытную эксплуатацию в ОАО «МРСК Урала» ПАО «Россети».