Пятая стратегия

«Зареченская Ярмарка» №17 от 26 апреля 2018 г.
Пятая стратегия

Разговор с Главой города о новой стратегии развития Заречного получился непростым. Прежде всего потому, что говорить о каких-либо планах, а тем более долгосрочных, в условиях существующей сейчас политической, экономической и внешней нестабильности, кажется не к месту и не ко времени. Кто знает, что случится с нашей страной завтра? А уж послезавтра… Хотя планы, конечно, строить никто не мешает, понимая, что результат по традиции может оказаться «как всегда».

Так или иначе, но к лету этого года каждый муниципалитет обязан доложить в правительство области свою стратегию развития до 2030 года. Потом их соберут в единое целое, добавят цели и задачи Свердловской области и отправят в Москву. Столица, в свою очередь, собрав планы регионов, определит курс развития страны на ближайшие десять лет.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Андрей Владимирович, давайте начнём с истории. Если брать за точку отсчёта начало 90-х годов, то сейчас Заречному предлагается уже пятая по счёту стратегия развития. Какими были предыдущие сценарии и что с ними стало?

- Первой стратегической политикой, которая двигала город в 90-х годах, была идея Технополиса. Предполагалось, что в Заречном должны появиться маленькие производственные предприятия (молоко, сыр, пиво и т.д.), чтобы создать местную альтернативную экономику, уйти от моногорода. По сути, это создание тех же рабочих мест и увеличение бюджетных поступлений. Сама идея Технополиса правильная, но если нет денег, - любая стратегия останется на бумаге.

В то время курс был взят не на развитие атомной энергетики, ведь 3 блок БАЭС работал стабильно, а строительство 4 энергоблока лишь намечалось. Период был очень тяжёлый. У СФ НИКИЭТ (ныне ИРМ) не было ни госзаказа, да и вообще никаких заказов. Появилась программа конверсии, хотели выпускать «сковородки»… Почти «чапельники», - смеётся Захарцев. - Но идеи искрили, цели были определены, вектор на новые рабочие места и дополнительные средства был правильным. А вот достижение этих целей не получилось. Потому что экономика государства тогда пришла в крайне критическое состояние (взаимозачёты, невыплата зарплаты и т.д.) и реализация любых проектов оказалась под вопросом.

В 2002 году была утверждена стратегия городского округа Заречный, в основе которой был заложен принцип развития города как наукограда. Значительно сменились форматы, основные тезисы этой стратегии были связаны с наукоёмкими производствами, привлечением инвесторов в научные проекты - к примеру, в развитие кластера ядерной медицины.

В 2008 году стало понятно, что пошло движение в направлении строительства 4 энергоблока, и в 2009 году была утверждена новая стратегия, с учётом того, что основным фактором развития территории стало развитие атомной энергетики: 4 блок, БН-1200, плюс тот же блок ядерной медицины. Миссия этой стратегии определялась как территория опережающего развития (ТОР).

Однако сегодняшние ТОРы в специфике ядерной отрасли - это, в основном, закрытые города. Заречный в список ТОРов не попал, поскольку этот статус присваивают территориям с объективно сжатыми возможностями развития. Например, удалённым от центров, имеющим узко ориентированные специфические производства, и что-то дополнительное туда привлечь сложно. Наш город не настолько сжат возможностями, как другие атомные города. Мы понимаем, что рано или поздно к нам придёт строительство 5 энергоблока.

Следующая стратегия - та, которую мы разрабатываем сегодня.

Извините, но Ваш предшественник на должности Главы четыре года достаточно активно, по его словам, занимался написанием стратегии развития Заречного до 2020 года. Это четвёртая по счёту стратегия.

- Насколько я знаю, написать её он немножко не успел. Возможно, отнёсся слишком внимательно, поэтому долго писал. Но итогового документа, который бы мы использовали при разработке сегодняшней стратегии, к сожалению, не оказалось.

При разработке современной стратегии развития Заречного (до 2030 года) мы использовали все предыдущие наработки, статистический материал, концептуальные подходы. Но у нас было не так много времени - летом 2018 будет всего год, как мы работаем над пятой (или четвёртой, как хотите) стратегией.

Существует ли принципиальное отличие пятой стратегии от всех предыдущих? Или всё то же самое: развитие науки, бизнеса, рабочие места, альтернативная экономика?

- Все прошлые стратегии формировались самим муниципалитетом. Это было принципиальным: что город сам себе определил, в том направлении и движется. Плохо, хорошо ли - другой вопрос.

Новая стратегия разрабатывается в рамках федерального закона. К лету нынешнего года все муниципалитеты области должны завершить формирование стратегий на местном уровне. А к 1 января 2019 года регион должен защитить общую стратегию развития области. Региональная стратегия должна скомпилировать местные стратегии - получается некий общий проект, который увязывает развитие области с развитием муниципалитетов. Если рассматривать область как единый механизм, и это правильно, софинансирование проектов будет идти со стороны региона. А если каждый муниципалитет сам по себе и будет «вариться» на своих проектах, денег не хватит, и область не будет понимать, кто и чего там у неё развивает.

Новая методология позволяет применить единый подход к развитию всех территорий. Хотя, как будут реализовываться условия софинансирования, пока не очень ясно. Ведь если сложить все стратегии муниципалитетов, то бюджет развития получится слишком большим - он будет просто огромен. А ведь у области тоже свои задачи…

То есть, по сути, сейчас строится «вертикальная» стратегия? Стратегия правильного распределения бюджетных средств по пути: Москва - регион - муниципия?

- Ну да, я так это воспринимаю. Ведь у нас ещё приличный город, с точки зрения финансов, и то мы понимаем, если бы не «атомное» соглашение, сидели бы сейчас и «курили бамбук». Но таких территорий, как наша, немного, остальные надеются на софинансирование с областью: часть средств найдёт муниципалитет, часть даст область - так, глядишь, и построят чего-то.

А где мы возьмём денег на софинансирование с областью? Какие собственные источники дохода предусматриваются пятой стратегией Заречного?

- Деньги надо зарабатывать. А как?… - Глава тяжело вздохнул и задумался. - На самом деле Заречный перечисляет в бюджеты разного уровня до полутора миллиардов рублей, а муниципалитету из этого остаётся порядка 300-400 миллионов. Местной власти, пусть на законодательном уровне, пусть ещё как-то, но должна быть предоставлена возможность что-то делать, как-то людям помогать помимо экскаваторов и мётел. Ведь ко мне приходят люди с ужасными жизненными ситуациями, и я понимаю, что не могу им помочь - денег нет. Бюджет есть, но он расписан до копейки в силу действующих финансовых и нормативных требований.

Во-вторых, у нас очень неплохой показатель по собираемости налогов, которые идут в местный бюджет - чуть ли не с профицитом прошлый год закончили. Это как раз та форма работы, которую мы можем реализовывать. Это и есть финансирование, которое мы можем получать

на реализацию стратегии развития.

В-третьих, мы строим планы, предполагая, что работает и будет работать Соглашение между Росатомом и регионом - деньги в Заречный направляются. Корпорация активно занимается стратегическим развитием подконтрольных городов. К примеру, наш город попал в список территорий, где будет реализовываться проект «Умный город», касаемый сферы логистики и управления ЖКХ. Это предполагает и методологию, и технологии в сфере управления, и финансовые инвестиции в Заречный. Понятно, что если есть теоретическая база, подкреплённая финансированием, то всё это будет развиваться. И это не просто идеи, корпорация видит в этом бизнес: на примере наших городов реализуют свой проект- и этот, уже созданный проект будут продавать другим территориям.

То есть Заречный теперь не будет стремиться развивать местный бизнес, создавать альтернативный сектор экономики - ту самую «третью силу», на которую возлагали надежды все предыдущие стратегии развития?

- Мы создаём условия для развития малого и среднего предпринимательства. У нас действуют различные инструменты взаимодействия, координации, выработки решений. И мы по-разному пытались развивать эту самую «третью силу»: пытались так, пытались по-другому, пытались ещё как-то. И сегодня пришли к пониманию, что всё-таки судьба города связана с развитием атомной энергетики и промышленности.

Поймите, в бюджете нет строчки «строительство завода», и не будем мы строить завод, это не функция муниципалитета. Функция муниципалитета, чтоб в домах было тепло, светло, дорожки убраны, социальные проекты реализованы и т.д. Пятая стратегия Заречного направлена как раз на это и на развитие атомной промышленности.

Какая «третья сила», откуда она придёт, кто её притащит? У нас её просто нет, и не будет. Моторчиков бизнеса у нас нет. Фантазёров много, а бизнеса нет. И не так хорошо с землёй, как хотелось бы, её мало, чтоб сказать: вот площадка - приходите, берите. Возможно, конечно, с Мураниткой после снятия обременения что-то и появится, но та же область говорит: вы сначала со своим индустриальным парком доразберитесь, а потом думать будем. Кстати, пример индустриального парка. Туда зашли резиденты, но сегодня только один начал движение. Все остальные пока под вопросом: взяли землю и в некой перспективе когда-то, что-то намерены сделать. Это будет существенным с точки зрения доходов бюджета, но у меня пока виртуальное понимание процесса, и будет ли он той палочкой-выручалочкой, которая спасает, - вряд ли.

Мы открыты к муниципально - частному партнёрству. Но вот проект по молочке: он упёрся в то, что законодательством определено, что инвестор должен предоставить банковскую гарантию в обеспечение своих обязательств под реализацию проекта. Иные способы обеспечения недопустимы. Бизнес на это не идёт.

Да, если бы на нашей территории была существенная «опция» для привлечения бизнеса - например, дешёвая электроэнергия: ведь, говорят, у вас атомная станция, - то инвесторы бы в очередь стояли. Либо налоги были ниже. Возможно, тогда бы в Заречный бизнес и пришёл. Но если бизнес видит, что возможности территорий одинаковы, а площадка в пяти минутах от Екатеринбурга, он выбирает ту, которая ближе.

Но ведь без бизнеса, без новых производств рабочие места не появятся. Люди всё больше будут ездить в Екатеринбург, а в Заречный возвращаться по выходным или на ночь. Возникает реальная перспектива превратиться в спальный район?

- Если будем строить большое количество домов, будем спальным районом, но не вытащим этот район в том объёме денег, который сегодня есть в бюджете. Ведь и в садиках нужно будет большее количество мест, и школа должна увеличиваться, и дополнительное образование. Это взрослые ездят на работу и обратно, а дети-то здесь, их нужно всем этим обеспечивать. Но сделать этого город не сможет. Поэтому сюда не поедут из-за нехватки инфраструктуры. Заречный не будет спальным районом никогда ещё и потому, что у нас есть производственный сектор, и достаточно серьёзный. Тем не менее, общая тенденция для всех маленьких городов - спутников мегаполисов - уменьшение количества населения.

В пятую стратегию заложены новые проекты. Какие из них наиболее перспективны с Вашей точки зрения, которые могли бы стать локомотивом для развития?

- Мы заложили в стратегию набережную, Таховский бульвар, остановки. В ИРМ обозначился вектор на организацию в нашем городе ядерного медицинского центра. Это около 150 рабочих мест и главное - поток людей, который сюда поедет. Ведь на чемпионат по плаванию в наш «Нептун» приехало 300 человек, они на три дня загрузили незагруженный «Тахов». Дай бог, построим ледовый дворец…

В целом же проекты, заложенные в стратегию, - это эмоциональное отражение того, что хотелось бы видеть жителям. Это очень теоретическое отражение вещей. Но всё, что запланировано, - хорошо. Это те цели, которые мы должны видеть. Понятно, что что-то получится, что-то не получится, но наши действия должны укладываться в обозначенный спектр задач. Даже плохая система лучше, чем если её нет.

Считаю, что стратегия развития должна быть в обязательном порядке. Мы должны видеть горизонты, к которым стремиться, и цели, которых должны достигать, а исходя из этого, определять пути их достижения. Любой вопрос территории должен быть увязан с общественным балансом, чтобы было понимание, совпадают ли наши цели с реальными потребностями общества. На любом этапе развития цели есть всегда и концентрируются они в стратегиях.

Каким Вы видите Заречный в 2030 году? - оптимистический и пессимистический образ.

- Мне представляется, что это должна быть очень комфортная территория, как в песне «Здесь будет город-сад». Воздушных такси через 10 лет, конечно, не будет. Будем всё так же ездить на машинах с двигателями внутреннего сгорания, трамваев до Екатеринбурга тоже не будет. Но движение до столицы будет занимать уже не 50 минут, а 30, как мне представляется.

Думаю, что через 10 лет уже начнётся строительство 5 блока или даже будет идти полным ходом. Для нашей территории это будет хороший фактор развития. Люди будут работать в новых детских садах, новом ледовом дворце, медицинской ядерной клинике и на 5 блоке БАЭС. Озеро будет прозрачным и без зелёной водоросли. Заречный станет «умным городом», будет ещё более чистая вода, будет тепло, все дома будут отремонтированы, а лампочки будут включаться на слово «пожалуйста».

А пессимистический?

- В пессимизм уходить совсем не хочется. Для начала надо привести в порядок то, где мы живём.