Алименты МАМЕ

«Зареченская Ярмарка» №17 от 26 апреля 2018 г.
Алименты МАМЕ

Квартирный вопрос испортил отношения не в одной семье. Как правило, после таких ссор близкие люди навсегда становятся друг другу чужими или общаются только по решению суда. Так произошло и в этой печальной истории одной зареченской семьи.

Алёна АРХИПОВА

Мать и сын Шиповы* жили в одной квартире. Артём Шипов*, взрослый мужчина, у которого уже были гражданская жена и сын-старшеклассник, давно хотел иметь своё жильё. Вот и предложил маме переписать квартиру на него, а себе подыскать другую. Долю матери в квартире оценили в 500 тысяч рублей. Артём взял кредит и отдал эту сумму маме, которую она потратила на покупку нового жилища.

Пережив длительные процедуры оформления документов, ссоры при дележе имущества, они разъехались, как говорят, с грехом пополам. Общаться перестали. Однако обида в душе у пожилой женщины, которая вырастила, выучила сына, надеялась, что он обеспечит ей безбедную старость, а теперь вот осталась совсем одна, без поддержки, не прошла. Она решила поступить по закону.

Светлана Шипова* обратилась в мировой суд с заявлением о взыскании с сына алиментов на своё содержание. Пояснила, что является пенсионером, ежемесячный доход составляет чуть больше 10 тысяч рублей. Этих денег Шиповой не хватает: необходимо оплачивать коммунальные платежи (более 3 тысяч рублей), приобретать продукты питания, одежду, осуществлять бытовые потребности, в том числе и для поддержания нормальных условий жизни в квартире. Кроме того, в силу своего возраста и состояния здоровья женщина вынуждена постоянно принимать дорогостоящие лекарства. «Ответчик добровольно материальную помощь мне не оказывает. Родительских прав я не лишена и от родительских обязанностей не уклонялась. Сын работает, занимает высокооплачиваемую должность. Он имеет возможность помогать мне материально в соответствии со статьёй 87 Семейного Кодекса РФ. Прошу взыскивать ежемесячно с ответчика средства на моё содержание в размере 12 тысяч рублей,» - просила истица.

Артём Шипов исковые требования признал частично. Он сообщил, что его 22-летний сын учится на очном отделении университета. Артём снимает для него квартиру за 16 тысяч рублей в месяц, а также даёт по 12 тысяч на проживание. Кроме того, ответчик до сих пор ежемесячно платит кредит по 13 000 рублей, который взял для решения спорного вопроса по разделу имущества со своей матерью. «Наличие иждивенца и обязательства перед банком затрудняют возможность оказывать материальную помощь истцу в размере 12 000 рублей. Учитывая трудную финансовую ситуацию матери, согласен добровольно материально помогать ей суммой в размере 3 000 рублей в месяц,» - обещал ответчик.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья судебного участка №2 Заречного судебного района Свердловской области пришёл к следующему. Истец Светлана Шипова приходится матерью ответчику Артёму Шипову. Данный факт ответчик в суде не оспаривал. Согласно справке из пенсионного фонда, женщина получает пенсию по старости размером 10 600 рублей. Из этих средств она ежемесячно оплачивает коммуналку 3 300 рублей. Оставшаяся сумма 7 300 рублей меньше величины прожиточного минимума для пенсионеров Свердловской области. Иных доходов Шипова не имеет.

Средний доход ответчика Артёма Шипова составляет порядка 115 000 рублей в месяц. Ежемесячно он платит кредит - 13 000 рублей. Его доводы о том, что он содержит своего сына-студента, несостоятельны. Молодой человек учится очно за счёт средств федерального бюджета. По договору аренды квартиры Матвей Шипов ежемесячно платит за неё 16 000 рублей. Доказательств того, что данные расходы несёт именно ответчик, суду не предоставлено.

В силу ч.3 ст.38 Конституции РФ трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Это же гласит и ч.1 ст.87 Семейного Кодекса РФ. Указанные нормы закона закрепляют обязанности совершеннолетних трудоспособных детей по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. Таков их долг. Нетрудоспособными по закону являются отец в возрасте 60 лет, мать в возрасте 55 лет и родители, имеющие инвалидность первой, второй, третьей группы. Нуждаемость в материальной помощи означает, что они не могут обеспечить себе достойное существование: не получают пенсии, либо их пенсии незначительного размера, не имеют других источников дохода.

От ответчика в судебном заседании поступило письменное заявление о том, что он готов ежемесячно выплачивать истице по 3 000 рублей.

Оценивая все обстоятельства, учитывая материальное и семейное положение сторон, суд (судья Ольга Подлевских) исковые требования Светланы Шиповой удовлетворил частично. С Артёма Шипова в пользу истицы взысканы алименты на её содержание в размере 0,35 величины прожиточного минимума для пенсионеров (то есть 3 000 рублей ежемесячно). Он должен будет выплачивать алименты с указанной в заявлении истицы даты до изменения материального или семейного положения сторон. Размер алиментов подлежит индексации в соответствии с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров области.

Истица с данным решением не согласилась и подала апелляционную жалобу в Заречный районный суд. Женщина утверждала, что с момента вынесения решения мировым судьёй её здоровье ухудшилось. Врачи прописали очень дорогое лекарство, так что алиментов в размере 3 000 рулей в месяц ей не хватит.

Тем не менее, Заречный районный суд (судья Михаил Осокин) первое решение оставил без изменения, жалобу - без удовлетворения. Судом указано, что представленные пенсионеркой новые аргументы должны рассматриваться не в апелляционном порядке, а в рамках нового дела. Светлана Шипова может подать в мировой суд ещё одно заявление об увеличении размера алиментов, с учётом ухудшения имущественного положения. Но это уже другая история.

*Персональные данные изменены.