Хочу могу и надо

«Зареченская Ярмарка» №15 от 12 апреля 2018 г.
Хочу могу и надо

Вопрос, кем стать в будущем, - один из самых непростых в жизни, и вместе с тем один из самых важных. Юным жителям Заречного в этом отношении повезло: уже 13 лет каждый городской девятиклассник проходит курс «Твоя будущая профессия» на базе психологического центра Заречного. С его помощью старшеклассники не только могут узнать, какие специальности им больше всего подходят, но и получают навыки того, как вести себя на собеседовании и как составлять резюме.Об уникальном курсе, его возможностях и о том, кем мечтают стать сегодняшние молодые люди, мы поговорили с педагогом-психологом Ларисой Топорковой.

Юлия ВИШНЯКОВА

Тяжело ли сегодняшним школьникам понять, какую профессию выбрать?

- Всегда есть дети, которым легко, и те, кому надо помочь. У нас в городе в этом отношении, на мой взгляд, идеальная ситуация. Такого психологического центра, как у нас, нет нигде в области, профориентацией с десятиклассниками занимаются профессиональные психологи на протяжении всего учебного года. Я несколько лет назад была на встрече с психологом из Екатеринбурга, он рассказывал, что в России профориентацией сейчас мало кто занимается целенаправленно. Чаще всего эта работа отдаётся на откуп классным руководителям. В Екатеринбурге распространены индивидуальные консультации, где за два часа школьник может пройти профориентационные тесты. Когда-то так было и в Заречном, но двух часов недостаточно, чтобы понять интересы подростка и подсказать, в каком направлении ему лучше развиваться.

В чём заключается программа профориентации?

- Профориентация держится на трёх китах - «хочу, могу, надо». В 9 классе подросток уже должен задуматься, кем ему стать в будущем. Так заложено психологически. Он может не определиться до конца 9 класса, но задуматься и узнать, как этот выбор сделать, обязан.

Программа заключается в 32 занятиях по 1,5 часа каждое. Сначала мы познаём себя: умею ли я сдерживать эмоции, какая у меня самооценка, какой у меня темперамент. Для этого есть специальные тесты, и далеко не все из них можно найти в Интернете.

Если ваш ребёнок флегматик, то он по натуре своей не способен к быстрым действиям. Однако он может решать сложные задачи, выполнять монотонную работу и не уставать от неё. Из него может получиться хороший бухгалтер. Но если он захочет стать актёром, у него могут возникнуть проблемы. Он эмоционально так не раскроется, как холерик или сангвиник. Если холерика посадить в бухгалтерию, он усидеть долго не сможет, будет по всем кабинетам ходить и со всеми беседовать, а отчёт сделает в последнюю ночь, да и то с ошибками. Меланхолика трудно представить в профессии хирурга, он будет настолько переживать за каждого больного, что просто эмоционально сгорит. Согласитесь, не всякий родитель может чётко представить, какой у него ребёнок, какие у него есть способности.

После того как ребёнок в себе разобрался, мы начинаем изучать профессиональные интересы. Ориентироваться в профессиях сложно, их больше 7 тысяч. Но выявить интересы помогают тесты, которые мы помним ещё со школы: человек-природа, человек-техника, человек - знаковая система. За много лет мало что изменилось, методика Климова актуальна и сейчас. Эти данные - отличная подсказка: с техникой человеку будет комфортнее работать или с людьми. Есть у нас целая батарея других тестов по изучению профессиональных интересов.

По итогам года мы заполняем психологические карты, где учитываются все результаты тестов. К ней прилагается заключение психолога, где написано, какой тип профессий будет для старшеклассника наиболее успешен, и даже будет дан примерный перечень этих профессий.

То есть, в девятом классе ребёнок получает готовый ответ на вопрос: кем стать?

- Не совсем так. Задача у нас не в том, чтобы ребёнок в конце девятого класса точно выдал, кем именно он хочет стать. Есть предложенные варианты, а он в течение ещё двух лет школьной жизни спокойно самоопределятся. Я не могу чётко сказать школьнику: «Женя, ты будешь строителем, а ты, Маша, - отличным поваром.» Этот выбор за человека никто не сделает лучше, чем он сам. Тут важно не ошибиться. Ведь если человек ошибся с выбором профессии, это сразу видно. И ответственность за этот выбор он будет нести всю свою жизнь.

О чём сами дети сегодня мечтают?

- За 13 лет я ни разу не слышала, чтобы кто-то открыто сказал: я хочу быть педагогом или чиновником, но становятся. Нынешние ребята больше стремятся к творческим профессиям. Часто слышу о планах стать инженерами-конструк-торами, стилистами, режиссёрами, имиджмейкерами, дизайнерами. Одна девочка мечтает стать пилотом самолёта. Есть те, кто хочет пойти в политику. Кстати, девушки частенько мечтают служить в армии, есть те, кто уже учится в военных училищах.

Не сказала бы, что у современных детей существует пренебрежение к рабочим профессиям. Говорят, вот родители пугают, что дворником будешь. А что плохого? По сути, кроме низкой зарплаты, ничего страшного в этом роде деятельности нет.

На что ребята ориентируются при выборе?

- Современные дети говорят, что хотят вести здоровый образ жизни, следить за собой, своим здоровьем, работать без лишнего напряжения, не как мы - по-стахановски. Они считают, что работа должна быть, но она должна быть прежде всего интересной и прибыльной, а ещё обязательно должна быть семья.

Они уже умеют ставить перед собой цели, планируют, как их достичь. Многие во время учёбы хотят попасть на стажировки за границу. Не для того, чтобы там остаться, а чтобы получить новый опыт, развиваться.

Высокий доход для них очень важен?

- Я бы разделила детей на тех, кто учился до введения ЕГЭ, и после. До ЕГЭ школьники были посвободней, внутренне раскрепощены, у них было больше времени для саморазвития. Я как-то не слышала от них, что они хотят прежде всего много зарабатывать. Знаю, что в студенческие годы многие из них занимались волонтёрством, и у них глаза горят, когда они людям помогают. У ребят, которые приходят на занятия в течение последнего десятилетия, иногда проскальзывают реплики, когда о чём-нибудь просишь: «А мне за это заплатят? А сколько мне будут платить, если я буду там работать?»

Как помочь ребёнку определиться?

- Задача родителей - помочь ребёнку стать самостоятельным. Много раз замечала, что у занятых родителей дети вырастают более самостоятельные, жизнестойкие; а у тревожных, беспокойных мам ребёнок сложнее принимает самостоятельные решения. Поэтому вместо того чтобы опекать ребёнка и стремиться всё делать за него, лучше подготовить его к самостоятельной жизни и учёбе в другом городе, например, научить готовить, стирать, шить, деньгами распоряжаться, взаимодействовать с незнакомыми людьми. Будущие студенты должны знать, как поступить: если машина подъезжает и кто-то захочет познакомиться, или малознакомый человек в гости пригласит. Родители на это должны делать особый акцент в воспитании.

А в выборе профессии лучше не мешать, нужно, чтобы прежде всего сам старшеклассник понял, что он хочет, чем согласен будет заниматься 8 часов в день на рабочем месте.

Заречный - город больших возможностей, особенно в образовательной сфере. Кружков и секций достаточно много, есть и музыкальная, и художественная, и спортивная школа. Пока ребёнок ходит в детский сад, родитель за него решает, в какую секцию его отвести, а в школьном возрасте ребёнок сам начинает предлагать, чем ему хочется заниматься. Здесь главное - предоставить возможность выбора. Пусть узнает себя, свои интересы, пусть развивается в выбранном направлении. Так он делает выбор своего будущего любимого дела.