Необомжи

«Зареченская Ярмарка» №11 от 15 марта 2018 г.

Заметили опрятного парня, роющегося в мусорном контейнере, или девушку, которая играет на скрипке у метро? Взгляд остановился на чудике, что забирается в заброшенное здание или карабкается на вышку сотовой связи? Увидели компанию молодых людей, похожих на героев мультиков или на монстров из ужастика? Не удивляйтесь: вы не сошли с ума - просто встретили представителей молодёжных субкультур XXI века.

Алёна АРХИПОВА

Протест - смысл жизни

Наш народ хлебом не корми - дай выразить протест. Вот и многие молодёжные субкультуры создаются на принципах отрицания существующих норм жизни.

В России, в том числе и в Заречном, стремительно растёт количество веганов. Веганизм - самая строгая форма вегетарианства. Его последователи не едят мяса, рыбы, яиц, молока, молочных продуктов и даже мёда, а кушают только растительную пищу. Веганы, помимо этого, не носят одежду из шерсти животных, меха, кожи, шёлка, не ходят в цирки и зоопарки, и часто протестуют против опытов над животными и против того, чтобы люди заводили домашних питомцев в квартирах.

С фриганами, которых называют также «необомжами», мы вас уже знакомили. Название произошло от английского «free», свободный, бесплатный, и «vegan» - «веганизм». Их стиль жизни отрицает принципы потребительства. Фриганы отказываются от всех материальных благ: не носят модную одежду, не покупают бытовую технику и другие предметы быта, а в качестве источника продуктов питания используют свалки и мусорные контейнеры. В отличие от обычных бездомных и нищих, они поступают так якобы для гуманного рационального использования ресурсов планеты.

Фриганизм популярен в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Великобритании. Всё больше фриганов становится и в России. Общаются они через соцсети - размещают на своих страничках адреса кафе, ресторанов и магазинов крупных городов нашей страны, где можно бесплатно запастись продуктами питания «на выброс». Там же необомжи делятся с единомышленниками информацией о разовых «акциях» - например, когда и где избавились от партии ещё приличных сосисок.

Некоторые молодые люди вместо того чтобы работать традиционным способом, предпочитают «аскать». Аск (от английского «to ask» - спрашивать) - зарабатывание денег музыкой, жонглёрством, показыванием фокусов и прочих шоу на улице, в переходах или в метро. Аскер в неформальной среде - человек, который ходит со шляпой и просит деньги для музыканта. Называют так и самих современных уличных музыкантов.

«Городом аскеров» в России по праву можно считать Санкт-Петербург. Там очень много уличных музыкальных коллективов и сольных исполнителей, а также фаерщиков (шоу огня), мыльнопузырщиков, фокусников, жонглёров. Кто-то добывает себе таким образом средства на пропитание, кто-то «аскает» ради искусства, а кто-то присоединяется к аскерам, чтобы выделиться из толпы.

Чем ярче - тем круче

Главная цель следующих молодёжных субкультур - выделиться, привлечь к себе внимание. Например, анимешники, в России они появились ещё в 2000-х на волне популярности мультфильмов «Сейлор Мун» и «Покемоны». На улице их легко узнать: яркие, кислотных цветов волосы, готические короткие платья, куча значков и сумки с изображением героев любимых мультиков. Эти ребята увлекаются культурой Японии, часто изучают язык. В крупных городах анимешники - очень сплочённое сообщество, они проводят свои фестивали и кинопоказы, открывают аниме-клубы.

Не менее заметны хипстеры (термин образован от жаргонного «to be hip», что значит «быть в теме»). Это молодые люди 16-25 лет, увлекающиеся инди-роком, артхаусом, современным искусством. Главная особенность хипстера - это его внешний вид. Джинсы с подвёрнутыми штанинами, очки в яркой толстой пластиковой оправе, майка с принтом, кеды. Парни часто бреют виски, отпускают усы и бороду, носят шляпу. Девчонки надевают леггинсы с клетчатыми рубашками. Круто, если хипстер катит на велосипеде или самокате и у него есть татуировка. Большое значение в их жизни имеет посещение кофеен и путешествия, отчёты о которых они регулярно выкладывают в Инстаграме.

Превзошли всех в оригинальности фрики (дословно - «странные люди»). Для того чтобы выделяться, они используют не только одежду, но и другое поведение и философию. Каждый последователь этого направления создаёт свой собственный образ, максимально далёкий от общественных стандартов. Один прокалывает себе всевозможные места, украшает тело металлическими шипами и накладками. У другого всё тело покрыто татуировками. Третий вообще с помощью пластических операций превращает своё лицо в маску монстра: делает на лбу рожки, раздваивает язык и прочее. Нередко в это сообщество вступают музыканты, актёры, художники, писатели и другие представители творческих профессий.

Вся жизнь - игра

Отдельной субкультурой стали геймеры - те, кто играет в компьютерные игры. Правда, сейчас это уже не школьники, которые стреляют в монстров, и даже не те, кто «режется в танки». Это люди, которые, активно интересуются компьютерными новинками, разговаривают на особом сленге - «арго», играют онлайн с партнёрами, хотя те находятся на другом конце света. В 2013 году компьютерные игры признали кибер-спортом. С тех пор по всему миру существует множество игровых клубов, которые могут принимать формы веб-колец, форумов и других виртуальных сообществ. Геймеры нередко устраивают чемпионаты с многомиллионным призовым фондом.

Другие игры предпочитают ролевики - люди, которые организуют и проводят ролевые игры или квесты, по словам самих участников сообщества, «причудливую смесь самодеятельного театра, «Зарницы», детского утренника, турслёта, «развиртуализованной» компьютерной игры, современной мистерии и хипповского фестиваля». Это субкультура молодёжная, с особым сленгом, атрибутикой, фольклором. Численность её участников в крупных городах России достигает 12 тысяч человек. Играют все: и студенты, и старшеклассники, представители технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели, сотрудники коммерческих структур.

Главное - экстрим

Многим людям в современном мире не хватает драйва, движения, экстрима, приключений. Поэтому, если им становится скучно в каменных джунглях, они занимаются диггерством (от английского «digger» - копатель) - исследованием подземных убежищ. Не следует путать диггерство со спелеологией, исследованием пещер. Диггеров интересуют только подземные сооружения - бомбоубежища, бункеры, станции-призраки метро. Они занимаются исследованием заброшенных и действующих подземных военных спецобъектов.

Это увлечение сопряжено с опасностями: могут обрушиться конструкции, попадётся под ноги контактный рельс, встретится охрана, забредёшь в радиационные секторы. Но это диггеров не пугает: они готовят спецснаряжение, фонарики, фотоаппараты, чтобы запечатлеть и потом выложить в сеть свои «подвиги» - и вперёд. Экстремальщики закрашивают свои лица на фото, чтобы их не привлекли за проникновение на охраняемые спецобъекты.

Людей, которые любят испытывать необычные впечатления и смотреть на ландшафт с высоты птичьего полёта, называют руферы. Эти любители экстрима начинают своё путешествие подъёмом по пожарной лестнице, затем перепрыгивают с крыши на крышу. Могут забраться на вышку сотовой связи, вскарабкаться на опоры моста, покорить самое высокое в городе здание. Чтобы их зачастую опасное увлечение не закончилось трагедией, руферы соблюдают несколько непреложных правил: они удобно одеваются, всегда трезвы, не делают на высоте резких движений, не смотрят вниз, даже если нет страха высоты, не вырезают чердачные замки, не портят имущество жителей домов, путешествуют небольшими группами, доверяют и полагаются друг на друга, больше чем на карнизы и ограждения.

Вот так и живут.