Заводной апельсин

«Зареченская Ярмарка» №48 от 30 ноября 2017 г.
Заводной апельсин

Сельскохозяйственный торговый комплекс «Апельсин», что у автовокзала, работает третий год. Многие его бутики до сих пор пустуют. Параллельно набирает обороты серьёзный конфликт между предпринимателями, инвестировавшими в его строительство, и одним из застройщиков Юрием Кочубеем, который сейчас возглавляет управляющую компанию комплекса. Очередной виток этой истории случился 17 ноября прямо на встрече предпринимателей с Главой города, когда в зал вошёл взволнованный предприниматель и объявил: «У нас опять отключили электричество!»

Юлия ВИШНЯКОВА

- У нас одна проблема Юрий Алексеевич Кочубей… - заявил Сергей Гришин. Позже специально для нашей газеты от лица 15 предпринимателей он подробно изложил свою позицию:

- Лично я был последним, кто купил бутик в «Апельсине», покупал у Екатерины Шмидт, заплатил единоразово всю сумму. Потом мы с остальными инвесторами стали ходить на собрания, на которых решали организационные вопросы. Таких оргвопросов было много, достаточно вспомнить, что изначально «Апельсин» строился как колхозный рынок, подсобные кабинеты для ветврача были уже сделаны. Но потом перешли к идее строительства рыночного комплекса. Начались задержки по срокам ввода в эксплуатацию. На полтора года где-то задержались с открытием. В какой-то момент рынок отошёл Кочубею, застройщиком стал считаться он. С этого момента всё и началось.

По словам Гришина, инвесторам при строительстве рынка полагалось выполнить определённые работы, в частности, поставить рольставни, установить раковины, датчики холодной и горячей воды, провести электричество.

- По электричеству было отдельное собрание, на котором мы решили, что заниматься им будет лицензированная компания. Мы же отдельно проплатили деньги за счётчики, тумблеры, лампы и провода. К 6 декабря 2014 года мы свою часть обязательств выполнили, а когда пришли к Кочубею подписывать акты выполненных работ, он отмахнулся, мол, торопиться надо, рынок быстрее открывать. Так они и остались неподписанными. Рынок запустили 1 августа 2015 года, и мы оказались не у дел. Кочубей сам себя назначил управляющей компанией, установил для нас бешеные тарифы: 250 рублей за кв.м. Это, между прочим, дороже, чем в ТЦ Екатеринбурга или даже в нашей "Галактике".

Начались сложности и при оформлении бутиков в собственность. По словам Гришина, не подписанные во время строительства акты дали Кочубею право расторгнуть договор с инвесторами в одностороннем порядке, что он и попытался сделать. Начались суды. В итоге сам Гришин был признан собственником бутика лишь 24 августа 2016 года.

- Пока мы не стали собственниками, Кочубей успел оформить на себя и близких все общие территории комплекса: коридоры, входные группы, лестничные марши. Хотя при вводе в эксплуатацию офисные помещения, туалеты, коридоры, подсобные хозяйства, душевые, порубочные были оформлены как общие. В итоге площадки на входе у него арендуют, рядом с центром периодически проходят ярмарки, и каждый, кто торгует, платит ему разовый сбор. На общей площадке торгуют специями, под лестницей - полуфабрикатами. Весь доход он берёт себе. Так он и туалеты может платными сделать! - возмущаются предприниматели.

На вопрос, было ли в первоначальном договоре при покупке бутика прописано, что считается общей территорией, а что нет, Сергей отвечает отрицательно: «Это необязательно прописывать, это и так по закону положено. Если бы он сам построил центр, тогда имел бы право продавать, а так он строил на деньги инвесторов, на наши деньги.»

Сейчас предпринимателей настигла новая беда. Кочубей отключает свет в их бутиках, причём, по их словам, в самый неожиданный момент.

- Щитовая у нас общая, но попасть туда никто не может. Положено, чтобы доступ к ней имел лицензированный электрик, но рядом с щитовой сидит служба охраны и никого туда не пускает. Охранник во время часа пик по звонку Кочубея может выключать свет неугодным людям. Тем, кто якобы должен много, - добавляет бизнесмен, пожелавший остаться анонимным.

- Я лично плачу за свет, воду, уборку туалета, плачу через банк. Но ему без разницы… - добавляет Гришин.

Нестабильность подачи электричества сильно ударяет по местному бизнесу: холодильники для хранения мяса уже не поставить, в аренду бутик не сдать. Один бизнесмен даже нашёл интересный выход: касса у него работает от аккумулятора.

Предприниматели несколько раз пытались сделать разграничение электричества, но без разрешительной подписи Кочубея сделать это не удаётся. Обращения в полицию и прокуратуру также не дали результатов.

Свои права они пытаются отстоять через суд. В декабре их дело будет рассматриваться в областном суде.

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию Юрий Кочубей.

- Можете не называть фамилии тех, кто жалуется. Но вот посмотрите, это данные о том, кто и как платит за электричество. Общий долг за содержание и коммунальные услуги на 20 ноября - 916 тысяч рублей. Управляющая компания, несмотря на эти долги, должна платить за электричество три раза в месяц, авансом, иначе весь ТЦ останется без электричества, - говорит управляющий и демонстрирует табель долгов и платежей за электроэнергию.

По каждому пункту претензий инвесторов у него есть ответы, которые он считает в рамках закона. Ограничение в подаче электроэнергии - тоже не из разряда беспредела, а вполне законное явление.

- Похоже на детский сад. Я раз пять с участковым встречался по этому вопросу. Владельцы бутиков писали заявления в полицию, по каждому случаю разбирались предметно, и сегодня полиция не выявила в действиях УК нарушения закона. Понимаете, есть такое понятие, как ограничение подачи электроэнергии для тех, кто не платит за неё. И наша управляющая компания действует в рамках законодательства: мы пишем уведомления, где прописываем сумму задолженности, просим в течение 20 дней её погасить. 20 дней прошло, я издаю распоряжение, и мы вводим ограничение на столько-то дней и на столько-то часов. Кроме того, на отдельных должников мы подали в суд, - объясняет Кочубей.

В подтверждение законности своих действий Юрий Алексеевич демонстрирует дверь, за которой скрывается электрический щит. Рядом располагается пост охраны, но, по словам Кочубея, вовсе не охранник по его звонку ограничивает подачу электричества должникам, а электрик. А пускать к установке всех подряд было бы неверно.

Вопрос по общей территории, которая оформлена на него, сейчас решается в суде, потому что закон в этом отношении не однозначный.

- Если по общей территории жилых домов всё прописано, то по нежилым помещениям нет чётких указаний, поэтому каждый этот вопрос трактует так, как ему нравится. Все мои оппоненты -предприниматели, и каждый хочет, купив 10 квадратных метров нежилой площади, получить ещё дополнительно 10-20 кв.м, чтобы получать дополнительный доход без вложения финансов. Зареченские предприниматели - они вообще особенные, хотят получать прибыль, но не хотят понимать, что за содержание имущества должны платить. И бутики пустуют вовсе не из-за перебоев с электричеством. Собственники такие арендные платежи высокие выставляют, что к ним просто никто не идёт.

Управляющая компания была назначена так же по закону, так как организовать её может как собственник, так и застройщик.

- Когда собственники оформили свои права, они могли назначить новую УК, но возможностью такой не воспользовались. А размер тарифов, которые не так высоки, как кажутся, объясняются количеством услуг, которые УК оказывает.

Вот такой получается в Заречном «заводной апельсин». Помните роман Бёрджесса, в котором насилие порождало насилие? Так и наши участники спора уже прошли через судебные процессы на местном уровне, и каждая сторона подала на апелляцию. Быстро разобраться в этой истории вряд ли получится.

От первого лица

Андрей Захарцев:

"Подобных ситуаций в Заречном несколько. Их можно было бы попытаться решить в рамках гражданско-правовых отношений. Например, в Москве при районах есть медиативные комиссии, которые решают споры, в том числе и между предпринимателями. Но требуется желание обеих сторон."