Новые мошенники

«Зареченская Ярмарка» №36 от 07 сентября 2017 г.
Новые мошенники

Жизнь с каждым годом стремительно меняется: новые профессии, новые развлечения и новые технологии. Новшества есть почти во всех сферах нашей жизни. Вот и в криминальном мире всё чаще появляются новые способы обмана людей. Сегодня мы расскажем о самых распространённых видах современного мошенничества, которые встречаются и в Заречном.

Алёна АРХИПОВА

Интернет-кидалы

Без интернета сейчас не обходится практически ни один человек. Онлайн банки, интернет-магазины, соцсети - простор для современных жуликов. В Заречном под их прицел стали попадать жители, которые что-то потеряли. Например, человек потерял золотую цепочку или смартфон, размещает объявление о пропаже в соцсетях. Уже через день ему звонят и говорят, что нашли его вещь, причём незаметно выспрашивают, как она выглядит. Предлагают самому назначить сумму вознаграждения, а если потерявший предложил небольшую цену, бросают трубку. Отчаявшийся заявитель в надежде вернуть потерю перезванивает мошеннику и называет сумму гораздо большую. Жулик предлагает встретиться у какого-нибудь терминала, а когда его жертва подходит к аппарату, по телефону упрашивает человека сначала забросить деньги на карту или сотовый, а потом встретиться. При этом какие только уловки не идут в ход: «опаздываю, стою в пробке», «не хочу светиться на видеокамере, потому что я в форме», «вот-вот подойду, буквально через минуту. Ой, ногу сломал!» В итоге доверчивый житель поддаётся и вдобавок к первой потере теряет дополнительные средства на «вознаграждение». Мошенник сразу прекращает связь.

О «честности» интернет-магазинов уже складываются легенды. Делая заказ, оплачивая его сразу или при получении на почте, люди фактически покупают кота в мешке. Потом в Отделе по защите прав потребителей возмущаются, что им прислали вместо пиджака бесформенную куртку, вместо крутой автомагнитолы - простые наушники, зарядник для прикуривателя или коврик для сотового телефона.

Телефонные жулики

Приятный голос по телефону извещает, что вы стали победителем в конкурсе, проводимым известной сотовой компанией, и вам причитается дорогостоящий приз. Для его получения необходимо лишь заплатить сравнительно мизерную сумму. По аналогии и с почтой: приходят индивидуальные извещения о победе в конкурсе с предложением перечислить деньги на транспортировку приза победителю. И ведь верят: перечисляют неизвестно кому до 20 тысяч рублей на карточку или на тот же номер телефона через терминал.

Ещё один вид телефонного мошенничества, всё чаще встречающегося в нашем городе, когда на сотовый приходит СМС: «Ваша банковская карта заблокирована. Информацию можно узнать по телефону.» Человек в тревоге за свои сбережения тут же набирает номер, долго слушает молчание в трубке и даже не подозревает, что в это время кто-то уже ворует его деньги.

Многие, в особенности пожилые люди, сталкивались с таким мошенничеством, как «кремминг» - сотовый оператор выставляет клиенту счёт за услуги, которые тот не заказывал. Например, за оповещение, какая сегодня погода, или новый музыкальный гудок. С вас будут ежедневно списывать небольшую сумму, например, 20 рублей - расчёт на то, что «незначительные» списания останутся незамеченными. Но за месяц набегает весьма приличная сумма.

Газетные аферисты

Обманывают людей и через газеты. Правда, это старо как мир. Например, в печатном издании или на местном рекламном канале публикуются чрезвычайно выгодные объявления (в основном о работе или о продаже). Потенциальным работникам предлагается лишь перечислить незначительную сумму на некий «расчётный счёт» ради заполнения анкет, прохождения медкомиссии, накладные расходы, какие-нибудь взносы, оплата за проезд к месту работы и так далее. Собрав деньги, аферисты и их фирмы быстро скрываются. В итоге бедолаги-читатели остаются и без работы, и без накоплений.

Сам себе спасатель

Статистика неумолима: практически во всех новоявленных способах мошенничества отыскать и наказать преступников не представляется возможным. Возбужденные дела в полиции закрываются «за отсутствием доказательств» или «за отсутствием состава преступления». Как же тогда быть?

Постарайтесь подстелить соломку и следуйте простым правилам:

Ни один добросовестный интернет-продавец не будет скрывать свои данные. Обязательно выясните и зафиксируйте его адрес, телефон и лично убедитесь в их подлинности. Пользуйтесь только проверенными интернет-магазинами и никогда не перечисляйте деньги, не получив предварительно товар.

Ни при каких обстоятельствах не перечисляйте по почте или на банковский счёт деньги на зазывные объявления (об учёбе, работе, туристской и прочей поездке, лечении и т.п.), когда указан лишь почтовый ящик получателя.

Не соглашайтесь отдавать «вознаграждение» за свою потерянную вещь, если вам её не показали. Честный человек, который действительно нашёл вашу потерю, сам опишет её вид, чтоб убедиться, что она ваша.

Не перезванивайте на неизвестный номер, если «карта заблокирована». У каждого банка есть своя «горячая линия», с которой он делает официальную СМС-рассылку.

Если с телефонного счёта стали подозрительно быстро пропадать рубли - не теряйтесь, пишите оператору претензию, в которой укажите, что согласия на услугу не давали, и требуйте немедленного возврата денег. Обязаны возвратить. И не читайте смс-сообщения с очередными акциями, праздничными скидками, подарками и прочими «выгодными» предложениями, сразу их удаляйте, а лучше включите на телефоне блокиратор незнакомых номеров.

Во всех похожих случаях будьте предельно внимательны, обращайте внимание на каждую мелочь и берегите себя.