Выдворен за пределы Российской Федерации

«Зареченская Ярмарка» №24 от 15 июня 2017 г.

Иностранные граждане обязаны соблюдать специальный режим проживания в нашей стране. Нарушители не остаются без наказания. В этом убедился очередной герой нашей судебной истории.

Валентина ТОКАРЕВА

Хуршед Боев* приехал в Россию на заработки из Таджикистана почти десять лет назад. Оформил миграционную карту и старался не нарушать установленные законом правила. Имея личный автомобиль, он сумел поработать в Кургане, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге и в других городах. Официально не трудоустраивался. Проблему с жильём решил просто: познакомился с женщиной, имеющей маленького сынишку, и стал с ними жить. В 2012 г. семья пополнилась ещё одним ребёнком. Хуршед старался обеспечить их материально, но законный брак заключать не спешил.

Осенью прошлого года сотрудники полиции, патрулирующие улицы Заречного, задержали Хуршеда и по его иммиграционной карте определили, что тот нарушил правила въезда на территорию России. Нарушителя доставили в помещение полиции, где был составлен административный протокол, переданный на следующий день в Заречный районный суд.

Приехавшая в полицию Галина Чепелянских* в письменном виде пояснила ситуацию: «Проживаю с гражданским мужем Боевым Х.Ш., имею двух несовершеннолетних детей. Муж на временных работах, но семью обеспечивает. В ближайшем будущем планируем зарегистрировать брак. Хуршед имеет желание усыновить старшего сына и признать отцовство младшего. Брак не зарегистрирован, т.к. не получена справка о семейном положении Хуршеда в Таджикистане. Прошу дать время для решения проблемы и не депортировать моего мужа, т.к. на его иждивении двое детей.»

Однако такие дела в долгий ящик не откладываются. На следующий же день судья Заречного районного суда рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении гражданина республики Таджикистан. Заслушав Боева, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что его вина в нарушении закона полностью доказана. Её подтверждают следующие документы: протокол об административном правонарушении; уведомление и информация из электронной базы данных граждан, содержащая сведения о въезде и выезде Боева на территорию РФ, о сроке регистрации; рапорт сотрудника полиции, выявившего административное правонарушение и др. Согласно положениям п.1 ст.5 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом». По имеющимся документам Боев пребывал в России суммарно 156 суток из периода 180 суток. Следовательно, гражданин Таджикистана не имел права осенью прошлого года въезжать на территорию России.

При назначении наказания суд учёл признание вины нарушителем и с учётом всех обстоятельств постановил: признать Боева Х.Ш. виновным в совершении административного правонарушения (ч.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 2 тыс. рублей с административным выдворением за пределы территории РФ. Административное выдворение нарушителя осуществить в виде принудительного перемещения через государственную границу за пределы страны.

После вынесенного постановления Боева поместили в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России в Екатеринбурге, в котором содержали 10 суток до момента выдворения. Именно в течение этого срока он имел возможность обжаловать постановление суда, которое было вручено ему непосредственно после рассмотрения дела. Но почему-то он не воспользовался этой возможностью и опомнился лишь в апреле текущего года, когда все сроки были упущены.

Тем не менее, Боев обратился в Свердловский областной суд с апелляционной жалобой, где просил изменить постановление Заречного районного суда, а именно: «административное выдворение за пределы РФ отменить». При этом он ссылался на ряд законов и кодексов РФ, Конвенцию о правах ребёнка, Конституцию РФ и т.д. С помощью защитника он взывал к правосудию: «Оспариваемое постановление основательно разрушает мою семью и ставит наши с близкими родственниками жизни под угрозу.» Получив отказ, Боев обратился в областной суд с другим ходатайством - о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы: «Считаю, что пропустил срок подачи апелляционной жалобы по уважительной причине. У меня не было возможности, т.к. свидетельство о рождении моего сына я получил лишь в феврале 2017 г. (мальчик родился в 2012 г. - Прим. автора.) К тому же мне понадобилось время для написания апелляционной жалобы (с помощью защитника распечатанная на 5-ти листах. - Прим. автора). Более того, оспариваемое решение затрагивает интересы несовершеннолетнего сына, гражданина РФ. Дела, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних детей, не имеют срока давности. Согласно КоАП РФ, ст.30.3, прошу восстановить срок подачи апелляционной жалобы по постановлению Заречного районного суда.»

5 мая Свердловский областной суд рассмотрел ходатайство Боева о восстановлении срока обжалования постановления Заречного районного суда, но веских причин не нашёл. Указание на получение свидетельства о рождении сына в феврале 2017 г. и невозможности написать жалобу из-за нахождения за пределами РФ не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока обжалования, т.к. из материалов дела следует, что Боев получил копию постановления 9 ноября, а выдворен 30 ноября. За эти дни он мог реализовать своё право на подачу жалобы в указанные законом сроки. Постановление Заречного районного суда осталось в силе.

* Персональные данные изменены.