Лечить или беречь

«Зареченская Ярмарка» №24 от 15 июня 2017 г.
Лечить или беречь

О том, что зареченскую медицину ждут большие перемены, руководство МСЧ-32 стало намекать ещё в апреле. И.о. замначальника по лечебной части Андрей Ермаков на одном из думских заседаний отметил, что самое слабое звено сегодня - это работа поликлиники. Новое руководство это не только понимает, но и собирается в корне менять ситуацию, а результаты перемен жители должны заметить уже осенью этого года. После майского визита в наш город руководителя ФМБА появилась конкретика: Владимир Уйба анонсировал, что Заречный вошёл в «пилотный» проект ФМБА и ГК «Росатом» по созданию «Бережливой поликлиники». Мы решили разобраться, что это такое и как она может изменить жизнь нашего города.

Юлия ВИШНЯКОВА

Однако попытка получить подробную информацию из «первых рук» успехом не увенчалась. На наш редакционный запрос вместо развёрнутой информации из МСЧ-32 пришёл весьма краткий ответ, о том, что «в настоящее время согласован с МСЧ №32 и подписан директором БАЭС приказ «О реализации ПСР-проекта в МСЧ №32 «Бережливая поликлиника». Проект направлен на улучшение качества медицинской помощи жителям ГО Заречный на амбулаторном этапе. Данный проект реализован и успешно работает в нескольких поликлиниках г.Екатеринбурга. Срок реализации проекта в МСЧ №32 – 2018 год».

Чуть приоткрыл завесу тайны Глава Заречного Андрей Захарцев в интервью муниципальной газете «Пятница». По его словам, прежде всего проект направлен на то, чтобы ликвидировать очереди в поликлинике: «Сотрудники МСЧ будут проходить обучение в Новоуральске. У нас к этой работе подключается ПСР-офис Белоярской АЭС.»

О производственной системе Росатома сотрудники БАЭС и ИРМ знают не понаслышке. Но что это значит в приложении к местной медицине?..

Правило «5С»

Итак, эксперимент с «Бережливой поликлиникой» был запущен Минздравом (а вовсе не ФМБА) в ноябре 2016 года. Большая роль в нём была отведена экспертам Госкорпорации Росатом, которые в своё время изучили систему организации крупных заводов, таких как «Тойота» и «Боинг», и теперь обладают перспективным опытом внедрения технологий бережливого производства. Как сообщает в апрельском номере газета «Страна Росатом», «эксперты Росатома предложили новый подход к организации труда медицинского персонала и использованию рабочего пространства». В публикации подробно рассказано о том, как это происходило. Так, в ряде поликлиник начали изучать болевые точки: провели анкетирование пациентов, опросили врачей и другой медперсонал, с секундомерами измерили длительность всех процессов. Например, в Калининграде в детской поликлинике №6 маме с ребёнком потребовалось 7,5 часа, чтобы получить результаты анализов. А в ярославской поликлинике на простейшую процедуру — сдачу крови — люди тратили по 40 минут, в то время как стандарт 10 – 15 минут.

Рецепты, предложенные специалистами ПСР, типовые: электронная очередь, компьютеризация поликлиник и тому подобное. Ускорить работу регистратуры может колл-центр, чтобы сотрудники занимались посетителями и не отвлекались на звонки. Можно сделать запись на приём удалённой, через онлайн-систему. В ней же будет отражаться информация о статусе медуслуги - готовы ли анализы, например.

Ещё один «бережливый» аспект - маршрутизация и навигация. Например, выдавать информационные путевые карты, где подробно расписывается маршрут человеку, который пришёл, допустим, на диспансеризацию. Таблички с указателями, цветовые линии навигации помогут ориентироваться посетителям, а клинике - направлять потоки людей и разделять очереди, прежде всего больных и здоровых, они не должны пересекаться.

Таким образом, проект основан на трёх китах: логистике, организации пациентопотока и временных стандартах процедур. Все процессы подчинили правилам «5С», известным каждому пэсээрщику: убери лишнее, разложи всё по местам, приведи в максимальную готовность, стандартизируй и совершенствуй.

Ожидание сократилось

Первыми пилотными площадками проекта «Бережливая поликлиника» стали Ярославская и Калининградская области, а также Севастополь. Сейчас в проекте участвуют около 30 поликлиник России. О том, как всё прошло в этих территориях, на апрельской пресс-конференции рассказала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. В докладе Минздрава России написано, что среднее время от обращения пациента до окончания приёма вместо нынешних 127 минут после реализации проекта должно составить не более 43 минут. Время, затраченное на приём у терапевта, должно снизиться с 65 до 34 минут. А на то, чтобы сдать анализ крови, пациент должен затратить не более 20 минут вместо нынешних 40. Получение льготного лекарства должно занимать 49 минут с момента оформления рецепта до выдачи препарата. Сейчас на это уходит в среднем 122 минуты. Должно сократиться и время для прохождения диспансеризации. Посетить всех врачей и пройти все обследования пациент должен за три дня и 56 минут. Сейчас на это в среднем тратится 40 дней и 140 минут.

«Очереди ушли, сократилось время ожидания пациентов у двери врача до 12 раз,» - комментируя опыт одной из ярославских поликлиник, утверждала Вероника Скворцова. Она также отметила, что в учреждении удалось развести потоки здоровых детей, которым нужны справки и профилактические осмотры, и больных детей, которые обращаются к врачу в том числе с признаками инфекционных болезней.

Сотовые телефоны для врачей

Свердловская область тоже подключилась к проекту. У нас первыми ласточками стали Центральная городская больница №2 и Детская городская больница №15 Екатеринбурга. О первых шагах в этом направлении неделю назад рассказала «Областная газета». По словам главного врача ЦГБ №2 Константина Савинова, участковые врачи получили сотовые телефоны для общения с пациентами номер своего врача должен знать каждый. «Примерно 15 процентов посетителей поликлиник приходит к доктору за тем, чтобы «только спросить». Мы отвели специальное время - по часу дважды в неделю - на общение участковых со своими пациентами. Врачи и регистраторы выдают всем посетителям визитки,» - отметил Савинов.

Подключается к проекту Новоуральск, куда и направят врачей из Заречного на обучение. Как сообщает сайт Уральского электрохимического комбината, решение о включении Новоуральска было принято после прошедшего здесь 31 марта 2017 года круглого стола по вопросам повышения качества медицинского обслуживания населения с участием руководителей ФМБА РФ и госкорпорации Росатом. «Инструменты ПСР, конечно, не решат проблемы нехватки медперсонала, финансирования, уровня заработной платы, но дадут понятные способы ликвидации любых видов потерь, что, безусловно, повысит удовлетворенность пациентов,» - подчеркнула заместитель генерального директора УЭХК Аксана Козлова.

Без сбоев не обошлось

О том, что на пилотных площадках внедрение новых технологий прошло не безупречно, чиновники предпочитают не говорить. Однако об этом можно узнать из СМИ. Так, например, в ярославской прессе появлялись сообщения, что переход на новую логистику в определённый момент парализовал работу некоторых поликлиник: информационная система «висла», а врачи, привыкшие к бумажкам, набирали документы на компьютере «одним пальцем». Часть персонала ярославской поликлиники №2, не выдержав напряжения, просто уволилась. К оставшимся выстроились те же очереди…

А ещё обещают дружелюбную атмосферу

По словам Вероники Скворцовой, к 2020 году включить в проект намерены не менее 200 поликлиник во всех федеральных округах. Также наряду с логистикой изменения должны произойти в атмосфере поликлиник. «Создание в учреждениях первичного уровня, которые работают в амбулаторных условиях, особой атмосферы дружелюбия, комфортности для населения побудит желание приходить туда и заниматься собственным здоровьем, в том числе, когда нет очевидных проблем - с профилактических позиций,» - обещает Скворцова.

Подводя черту

…хотелось бы отметить, что о реформировании зареченской поликлиники всё ещё нет достаточной информации. Однако судя по тем учреждениям, в которых уже внедрена ПСР-бережливость, нас ожидают хорошие изменения. Во всяком случае, если у каждого зареченского врача появится сотовый телефон, а разговаривать с пациентами медики будут в атмосфере дружелюбия, да ещё у дверей кабинета не будет очереди, - это ли не сказка со счастливым концом?