Отдайте ребёнка

«Зареченская Ярмарка» №51 от 22 декабря 2016 г.
Отдайте ребёнка

Непростая история молодой женщины из Заречного, которая напрямую удочерила отказную новорожденную девочку и теперь пытается спастись от социальных служб, всколыхнула всю Свердловскую область. 15 декабря Юлия Измоденова обратилась в нашу городскую Думу и попросила поддержки у народных избранников.

Юлия ВИШНЯКОВА

«Ты её и воспитай»

Юлии Измоденовой 36 лет, уже 15 лет она работает фельдшером «Скорой помощи». В этом году она решила стать мамой-усыновителем и подала необходимые документы в органы опеки. Прошла медкомиссию, обучение в школе приёмных родителей, после чего её кандидатуру одобрили и разрешили начинать искать ребёнка.

- В субботу 15 октября я была на смене. Нам поступил вызов о том, что женщина в одном из городских общежитий родила в домашних условиях, для неё это уже третьи роды. Когда мы приехали, ребёночка - девочку - она держала на руках. Я сама перерезала малышке пуповину. Роженицу доставили в роддом, куда позднее были приглашены и органы опеки.

В понедельник она пришла в органы опеки, так как понимала, что вероятность того, что мать откажется от ребёнка, была велика.

- Мне сказали, что женщина написала отказ от ребенка на 6 месяцев, отдаёт его в детский дом, а потом, возможно, заберёт. Я говорю: «Вы же понимаете, что не заберет? Можно как-то оформить документы, чтобы я девочку усыновила, раз уж так получилось?» Мне ответили, что нет, «ищите другого ребёнка».

Юлия навещала женщину и в детском отделении, а в день выписки случайно встретила, разговорилась. Оказалось, что молодая мать планирует оставить ребёнка дома лишь на ближайшие выходные, а потом отдать малышку в детский дом.

- Я до этого делилась с ней, что ищу ребёнка для усыновления. Может быть, поэтому она мне и сказала: «А возьми ты её и воспитай.»

Юлия позвонила юристам, которые объяснили, что существует схема усыновления, при которой ребёнок передаётся от биомамы к приёмной матери, путём регистрации у нотариуса. В ЗАГСе обе женщины оформили свидетельство о рождении, дали девочке имя, а потом поехали к нотариусу и оформили необходимые документы.

- В «Семейном кодексе» прописано, что мать может оформить отказ либо в пользу государства, либо на конкретное лицо, что мы и сделали. Далее сделали ещё и нотариально оформленную доверенность, о том, что ребёнок может находиться со мной до лишения матери прав и моего усыновления, то есть до вступления в силу судебного решения.

Измоденова подала иск в суд на усыновление, а потом вместе с биологической мамой они пришли в органы опеки, где её действия сочли незаконными.

- Мне говорили и о том, что ребёнка я забрала с криминальными намерениями; что ребёнка я хочу усыновить без очереди, когда же я просила показать мне эту очередь, выяснилось, что она какая-то непонятная.

По словам Юлии, когда ребёнку уже исполнилось почти два месяца, к ней в квартиру без предупреждения, но с одеяльцем в руках пришли представители опеки, чтобы силой забрать малышку. Документа, на основании которого они действуют, чиновницы не предъявили. Поэтому она вызвала полицию, родственников, объяснила участковому ситуацию и показала имеющиеся документы. Опека ретировалась.

Теперь женщина боится просто выходить на улицу, гулять с ребёнком…

«Порядок нарушен»

На заседание Думы представители органов опеки не явились. «Зареченская Ярмарка» также обращалась в соцзащиту с просьбой разъяснить общий порядок усыновления детей. Однако и нам было отказано. Тем не менее, начальник Управления социальной политики по Заречному Лариса Дернова сама связывалась с журналистами портала e1 и вот что пояснила:

- Ни о каком преследовании речи нет. Мы не какая-то бандитская группировка, а орган исполнительной власти. Мы чётко следуем Семейному кодексу, в котором говорится, что законным представителем ребёнка, если он остался без попечения родителей, становится орган опеки. Что бы сейчас ни случилось с ребёнком, ответственность лежит на нас. Наша позиция такова: конечно, ребёнку будет лучше в семье, чем где-то там, в Доме ребёнка. Но ответственность, возложенная на нас законом, диктует, что судьбу ребёнка сначала должен решить суд, и сейчас ребёнок у Измоденовой находится незаконно.

Кроме того, она подчеркнула, что существует очерёдность из родителей, которые мечтают усыновить и удочерить детей:

- Почему кто-то решил, что ему нужнее ребёнок, чем другим? Есть закон и есть очередь из усыновителей. На сегодняшний момент порядок усыновления нарушен. Ребёнок - не вещь, и нотариус взял на себя очень большую ответственность.

«Уникальный случай»

Уникальность произошедшего случая подчеркнул Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков, комментарий которого также приводит e1:

- Подобная "прямая" процедура усыновления уникальна для нашего региона. Здесь целый клубок проблем, которые связаны с выполнением нормативно-правовых требований. Хочу сказать, что таких случаев (с усыновлением напрямую) бывает очень-очень мало. У нас такой первый. Будем разбираться.

«Тайна усыновления»

Представители органов опеки хоть и не явились на заседание Думы, однако кратко пояснили свою позицию председателю местного парламента Валерию Боярских. Теперь основной акцент они делают не на нарушение очерёдности усыновления, а на нарушение тайны усыновления.

- Есть тайна усыновления (удочерения). Это не выносится на суд общественности. Получается, со стороны Измоденовой имеется нарушение данного принципа, - подтверждает слова органов опеки депутат городской Думы юрист Виталий Ваганов.

Суд идёт

Согласно Семейному кодексу, «решение об усыновлении принимается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством». При этом орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребёнка должен представить в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребёнка. Узнать о том, готовы ли органы опеки предоставить такое заключение, не удалось. В городском Управлении социальной защиты населения за комментариями по данному делу теперь направляют в Министерство социальной политики Свердловской области, а телефон пресс-службы упорно молчит.

19 декабря дело Юлии Измоденовой об усыновлении начал рассматривать Зареченый районный суд. Заседание носит закрытый характер и продлится не один день. Так что на быстрое решение вопроса надеяться не приходится. Тем не менее, тот широкий общественный резонанс, который получила эта уникальная история, и та уверенность, с которой Юлия борется за право быть матерью, дают надежду на лучшее.