Бабушка на полу - Часть четвёртая - компромисс

«Зареченская Ярмарка» №51 от 22 декабря 2016 г.
Бабушка на полу - Часть четвёртая – компромисс

Уже месяц наша газета ведёт журналистское расследование о пожилой пациентке терапевтического отделения МСЧ-32, которую родные застали полураздетой, сидящей на полу. Матрас и остатки постельного белья лежали рядом, вместо кровати - две кушетки с приставленными стульями. Возмущённые таким отношением медиков, родственники обратились в прокуратуру, ФМБА и наше издание. Мы, в свою очередь, тоже постарались разобраться в ситуации.

Алёна АРХИПОВА

Сопоставляя факты и комментарии ответственных лиц, уже прозвучавшие на страницах газеты, невыясненными остались некоторые вопросы. Почему пациенты терапевтического отделения МСЧ-32 лежат на кушетках? Почему немощные люди остаются без присмотра медперсонала? Это система или случайность: медики недоглядели, а родственники нагрянули в неподходящий момент?

«По статистике, всего с января по декабрь 2016 года в терапевтическом отделении МСЧ-32 пролечен 1201 человек, Из них 146 человек в возрасте 80 лет и более, это 10% наших пациентов. То есть ежемесячно в стационаре терапии проходят лечение 3-4 глубоко пожилых бабушки или дедушки. Как правило, все они дезадаптированы - не могут сами за собой ухаживать и нуждаются в постоянной помощи, внимании и заботе родных. Старики всегда с волнением ждут, когда их навестят, спрашивают, звонили ли дети, внуки. Таким людям жизненно необходимо чувствовать, что они нужны, что за них волнуются, - поясняет заведующий терапевтического отделения МСЧ-32 Сергей Гомзиков. - Радует, что 80-90% родственников этих пациентов активно откликаются на просьбу медицинского персонала помочь в уходе за стариками. Повторюсь: уход осуществляет младший медицинский персонал при участии родных. Обычно родственники приходят к каждому приёму пищи (3 раза в день), тогда же проводятся и традиционные гигиенические процедуры: переодевание, умывание, смена постельного белья. Дети и внуки помогают поднять пациента, пересадить его на стул, придержать, если вдруг закружилась голова, покормить. Медперсонал с помощью родных перестилает постель.

Одиноких стариков, которых никто не навещает с первого дня госпитализации и до дня выписки, немного. Забота о таких людях, как и положено, полностью ложится на плечи медиков. Вообще штатный медицинский персонал терапевтического отделения укомплектован полностью.

Однако при наличии беспомощных пациентов нагрузка, как и нормативы обеспечения младшим медперсоналом, увеличиваются. Из-за нехватки рук действительно могут произойти непредвиденные ситуации. Тут должны страховать родственники - быть рядом. Но если у родных нет возможности постоянно находиться при больном?..

Первый выход - брать отпуск на работе. Объединяться, чтобы менять друг друга на дежурстве. «Когда у меня тяжело заболела свекровь, врач сразу предупредил, что основная забота ложится на родных, - рассказывает бывший медработник Любовь Гвоздарева. - Мы брали отпуск без содержания, ухаживали за мамой по очереди: мыли, кормили 3 раза в день, поднимали в туалет на судно, переодевали, обтирали. А ночью необходимо было особое внимание.»

Второй выход - нанять сиделку. Профессиональные патронажные службы Свердловской области берут за свои услуги в среднем 1200-1500 рублей за дежурство от 5 до 8 часов. Меньше часов - дешевле услуги. Договориться об услугах сиделки можно и со знакомыми, которым вы доверяете. В этом случае цена за 3-5 часов работы обойдётся в 300-800 рублей. Человека, который будет присматривать за пациентом, необходимо представить заведующему отделением и обговорить время пребывания в стационаре. Отчасти могут помочь и сёстры милосердия, которые бывают в отделении каждый четверг. По словам Гомзикова, они оказывают пациентам психологическую поддержку, помогают проводить влажную уборку палат и могут обиходить больного, если рядом нет родных.

В период эпидемий, повышения заболеваемости ОРЗ и пневмонией, когда койко-мест не хватает, в терапевтическом отделении действительно могут временно определить пациента на кушетку - максимум на два дня. При этом человека, поступающего в стационар, по словам Сергея Николаевича, предупреждают об этой вынужденной мере и заранее приносят извинения.

- В данный момент и ситуацию с бабушкой удалось уладить. Внук часто заходит ко мне, справляется о состоянии здоровья, советуется, если возникают проблемы, рассказывает о том, как ухаживает за больной, - продолжает Гомзиков.

Ответов от вышестоящих органов прокуратуры и ФМБА России пока не поступало. Хотя Москва утверждает, что родным пациентки ответ был направлен почтой ещё 12 декабря. Ну, солнце высоко - до Москвы далеко. А наше расследование на сегодня завершено.