Безбарьерная жизнь

«Зареченская Ярмарка» №34 от 25 августа 2016 г.
Безбарьерная жизнь

Ровно шесть лет назад журналист «Зареченской Ярмарки» Елена Параскивиди протестировала Заречный на возможность передвижения в инвалидной коляске. К сожалению, выводы оказались неутешительными: Елена не смогла заехать ни в одну городскую аптеку, ни в Администрацию, ни в социальные учреждения города, ни в ДК «Ровесник», ни в кафе…

С 2011 в нашей стране начала работать программа «Доступная среда», поэтому мы решили повторить эксперимент и посмотреть, стала ли городская среда доступней для людей с коляской. Сейчас на территории нашего городского округа живёт 3 087 горожан с ограниченными возможностями, что составляет 10,1% населения.

Юлия ВИШНЯКОВА

В путь я отправилась со своим маленьким сыном, которого пока ещё вожу в коляске. Между прочим, наряду с людьми преклонного возраста и инвалидами мамочки с колясками тоже попадают в категорию маломобильных групп населения, которым нужна доступная среда. Согласно мониторингу, который был проведён в нашем городе в прошлом году, к таким группам населения относится более 15% жителей Заречного. Им всем нужна так называемая «безбарьерная» среда, то есть территория, где люди могут свободно перемещаться, попадать в любые объекты, передвигаться внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Наше путешествие по городу прошло по улицам Ленинградская, Курчатова, Кузнецова, Алещенкова, Ленина и социально-значимым зданиям на улицах Бажова, Островского и Комсомольской.

Ленинградская

Организация тротуаров и перекрёстков удивляет непоследовательностью. Если один спуск с тротуара плавный, то другой - с высоким поребриком, и так по всей улице. На перекрёстке Ленинградская - Кузнецова: часть съездов на проезжую часть плавная, а часть настолько крутая, что затащить туда коляску с ребёнком крайне тяжело. Зато инфраструктура радует: обе аптеки на этой улице оборудованы пандусами, правда, они такие неудобные, что заехать на них с коляской я не решилась. Кофейня также приветливо встретила нас пандусом. Попасть в «Магнит», «Верный» и «Галактику» можно без труда. Интересно, что вся территория вокруг «Галактики» оказалась безбарьерной: все спуски плавные, преград на пути нет и даже на внутренних лестницах торгового центра предусмотрены пандусы. На крыльце школы №1 нас ждал сюрприз: здесь достаточно неприметно расположилась кнопка вызова. Объекты, где есть такая кнопка, нельзя назвать доступными для инвалидов, но их можно отнести к категории условно-доступных. Предполагается, что после нажатия на эту кнопку должен выйти помощник и помочь поднять коляску.

Курчатова, Кузнецова

Движение с коляской по Курчатова мы прервали довольно быстро, потому что встретили «кота в мешке». В районе дома №29/2 дорогу преградила ужасная лестница, ведущая вниз. Пандусов нет, объехать её негде - все спуски переходят в крутые лестницы. Дальше - подобная картина. И, несмотря на то, что площадка у ТЮЗа и строящегося ТЦ «Курчатов» полностью приспособлена к передвижению маломобильных групп населения, добраться до этого оазиса по Курчатова практически невозможно.

Улица Кузнецова более или менее порадовала. Хотя спуски с тротуаров нельзя назвать пологими, зато почти все объекты - два магазина и аптека - оборудованы пандусами.

Алещенкова

Школа №7 пока не успела обзавестись ни кнопкой вызова, ни пандусом. У школы №3 та же история. Зато все три аптеки оборудованы пандусами. Правда, в одной из них используется так называемый «откидной пандус»: он прикреплён к перилам и в теории должен легко опуститься на лестницу. Но опустить его я так и не смогла. И непонятно, как это должен сделать инвалид, который окажется у аптеки без сопровождения.

Нет пандуса у входа в «Кировский». Этот магазин наряду с представителями недавно пришедшей в город сети «Ариант» - те немногие торговые организации, где данный вопрос пока не решён.

Не оказалось пандусов и у входа на почту. Зато есть кнопка вызова персонала и крупная информационная табличка, которая сообщает, что «отделение почтовой связи оказывает услуги инвалидам».

Неудобными показались новые спуски с тротуаров на перекрёстке Ленина - Алещенкова, и это несмотря на то, что на Ленина в этом году обновляли поребрики вдоль проезжей части.

Центр города

Центр Заречного оказался менее всего приспособлен для маломобильных групп населения. У школ №№2, 4 нет ни кнопки вызова, ни пандусов. Та же картина и у Администрации города, как можно забраться с коляской на высокое крыльцо я не придумала. Непросто будет попасть и в Управление образования, отсутствие пандусов усугубляется дополнительными ступенями, ведущими к зданию. А ведь мамы с колясками здесь частые гости! Комплексный центр социального обслуживания населения на улице Комсомольской пандусами также не оборудован, зато здесь есть кнопка вызова, правда, при нажатии она не сработала. Такую же кнопку мы нашли и у Пенсионного фонда, но проверить её не успели - рабочий день подошёл к концу.

К ДК «Ровесник» пандусы ведут с двух сторон, и, в принципе, их можно считать удобными. Ещё один пример комфортного пандуса мы обнаружили у поликлиники.

Что касается перекрёстков, то самым удобным мне показался перекрёсток Бажова - Ленина, здесь все спуски одинаково плавные и нет высоких поребриков.

Нет пандусов и у таких объектов, как ЗАГС, ППЦ, музыкальная школа, Совет ветеранов, что совсем уж странно, и краеведческий музей.

Остаётся недоступным для инвалидов и местный транспорт. Муниципальных автобусов в Заречном нет, а частников вопрос доступности для инвалидов, видимо, не очень волнует.

Обходить все жилые дома мы не стали, однако заметили хорошую тенденцию: пандусы устанавливают не только в новостройках. Они есть и в старых многоэтажках, например, на улице Ленинградской и Кузнецова. Так УК и ТСЖ, видимо, заботятся о жильцах.

Взгляд в будущее

В целом с точки зрения доступной среды бюджетные организации отстают от частников. Тем не менее, в августе 2015 года муниципалитет Заречного утвердил так называемую «дорожную карту» (План мероприятий на 2015-2020 годы), которая должна сделать город доступней для инвалидов и маломобильных групп населения.

Реализация мероприятий «дорожной карты» рассчитана на шесть лет - с 2015 по 2020 годы и включает три этапа: первый этап - 2015 год; второй этап - 2016-2019 годы; третий этап - 2020 год. Первый этап можно назвать исследовательским, он заключается в паспортизации приоритетных муниципальных объектов социальной инфраструктуры. А вот на втором этапе уже идут конкретные дела: понижение поребриков, установка кнопок и т.д. На отдел архитектуры возлагается согласование проектов на строительство зданий и сооружений на предмет их доступности для маломобильных жителей городского округа. К 2020 году остановочные комплексы города будут оборудованы тактильными табличками и информационными табло, на пешеходных перекрёстках будет понижен бортовой камень. К 2020 году доступными наконец-то станут Администрация города, Управление образования, школы, КСС и ДК «Ровесник». Так что ждать осталось совсем недолго…

Екатерина Ганеева, заместитель главы администрации по социальным вопросам:

- К созданию «доступной среды» мы движемся, но пока небольшими шагами. Есть ещё много объектов, которые не соответствуют требованиям для маломобильных групп населения. Но для того чтобы это исправить, нужны большие деньги, которые бюджетом не предусмотрены. Частным предприятиям мы можем лишь рекомендовать устанавливать пандусы для инвалидов, а прокуратура проверяет, выполняются ли наши рекомендации. Административные же здания, такие как Управление социальной политики, Администрация, пока отстают по этим показателям, происходит это из-за нехватки финансирования.

Наталья Мокеенко, директор школы №1:

- Пока у нас нет пандусов, они появятся лишь в 2019 году, а лестницы очень крутые, поэтому, чтобы не было лишних проблем, ещё в мае мы установили кнопку вызова. И хотя в нашей школе нет детей-инвалидов, но эта кнопка может понадобиться встречающим ребёнка. Правда, пока кнопкой вызова никто не пользовался.

Мария Сигида, председатель общественной организации инвалидов Заречного, член координационного совета по делам инвалидов:

- К сожалению, пандусов в нашем городе недостаточно, а большинство тех, которые есть, не соответствуют нормам. И печально, что несоответствие есть и в городских социальных службах, то есть там, где они особенно нужны. У нас такое ощущение, что всё делается для галочки, про нормы никто не вспоминает.