Алексей Неудахин - Душа рвалась вперёд - на фронт

«Зареченская Ярмарка» №18 от 05 мая 2016 г.
Алексей Неудахин - Душа рвалась вперёд - на фронт

9 мая 2016 года исполнится 71 год со дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. Воинов-ветеранов, кто в те тяжёлые годы защищал Родину от врага, становится всё меньше. И у нас, потомков, всё меньше возможностей услышать рассказы о событиях военных лет от реальных очевидцев. «Ярмарке» посчастливилось узнать историю ветерана Великой Отечественной войны Алексея Ефимовича Неудахина.

Алёна АРХИПОВА

- Я родился в 1927 году в селе Змейка Эльхотовского района Северо-Осетинской области. Семья у нас была небольшая: мама, папа, брат, я и сестрёнка. Хорошее было время, я ходил в осетинскую школу, учил язык, до сих пор помню счёт от 1 до 8 на осетинском языке. В 1937 году мы переехали в Армению. У мамы там жил родной брат, позвал к себе. В Армении я закончил 5 классов, правда, остался на второй год из-за того, что не смог сдать армянский язык - никак он мне не давался. Как пошёл мне 14-й год, дядя сказал, что нужно получать специальность. И я 2,5 года учился в фабрично-заводском училище на газосварщика. Потом два года работал на заводе. Параллельно прошёл курс молодого бойца - умел стрелять из винтовки и пулемёта, окопы копать, занимался строевой подготовкой.

Хорошо помню 1941 год, когда началась война: ежедневные объявления по радио о боях, какие все испуганные и встревоженные были тогда. Во дворе у нас сразу выкопали бомбоубежище. Моих близких на фронт не забрали: у дяди была бронь от завода, отец строил баржу на высокогорном озере Севан. Нам же, молодым и горячим, не нужна была никакая бронь. Мы мечтали поскорей пойти в армию, душа рвалась на фронт. Я однажды даже попытался в своём свидетельстве о рождении вывести извёсткой дату рождения, чтобы скрыть возраст. А мой друг разработал целый план побега на фронт, меня подбивал бежать. Его отец был лётчиком, летал в Ирак, Иран, привозил продукты. Их мой друг и запасал с собой в дорогу.

Осенью 1944 года, когда мне исполнилось 17 лет, пришла долгожданная повестка. Я отправился за расчётом к начальнице цеха. Она мне: «Ты куда собрался?» А я ей: «В армию!» Она руками всплеснула: «Какая армия, ты ж ребёночек ещё! Всё равно тебя не заберут, ты на брони.» Когда я принёс в военкомат повестку с резолюцией начальницы, там сказали: «Чихали мы на неё и её бронь!

Становись в строй!» Навсегда запомнил тот день. Меня провожали мама и брат, пришла проститься подруга. Военком спросил: «Твоя девушка? Целуйтесь, ведь больше никогда не увидитесь.» Помню, как прослезился командир, который учил нас строевой - он провожал свой последний выпуск.

В военкомате на выбор предложили идти в пехоту, в моряки либо в танкисты. Я выбрал море, потому что умел хорошо плавать, запросто озеро мог переплыть. Нас отправили в Махачкалу в морское училище. Из-за того, что шла война, годичные курсы обучения сократили до 6 месяцев. И 2 июля 1945 года я окончил полный теоретический курс по специальности рулевой сигнальщик. К тому времени война кончилась, так что боевые действия я уже не застал. Нас распределили по флотам, я попал на Балтийский. Отправили в Германию. Перед нами стояла задача охранять водный район - военно-морские базы в Висмерхе, Свинемюнде и Барнемюнде. Сразу после войны Россия и Америка делила между собой оставшиеся немецкие военные корабли. Уже тогда так называемые союзники вели против нас агитационную политику, и немецкий народ в страхе, что русские будут зверствовать, бежали в Америку. Правда, потом, поняв, что мы мирный народ, возвращались домой - переплывали море на простых лодках. Естественно, мы обязаны были их проверять, обыскивали. Как-то одна немка со страхом щупала мою будёновку, потому что им говорили, будто у русских будёновки с рогами.

Никогда не забуду то время, не забуду своих старших товарищей. Например, Ивана Нестерова, который в 24 года ушёл на фронт старшим лейтенантом. Мы писали друг другу письма из армии. С того времени и разошлись наши пути. До сих пор не знаю, жив ли, может, погиб на фронте…

От редакции: 10 марта 2017 года Алексею Ефимовичу Неудахину исполнится 90 лет. Он живёт один, близких родственников почти не осталось. Но ветеран не унывает: сам справляется с домашними делами, ежедневно делает зарядку, гуляет по несколько часов, любит слушать музыку. И обязательно побывает на своём любимом празднике - 9 Мая.